Рыночная власть: причины возникновения, способы измерения, последствия
Цели и задачи
Цель работы – изучение понятия рыночная власть.
Введение и актуальность
Олигополия — рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары; рынок, доступ на который для других фирм затруднен, контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случаев сговора) и на котором обычно действует сильная неценовая конкуренция.
Олигополия подразделяется на два типа:
базовые отрасли с совершенно однородной продукцией и большими размерами предприятий;
несколько продавцов продают дифференцированные (неидентичные) товары; в одних олигопольных отраслях фирмы сотрудничают, в других — агрессивно конкурируют.
Для олигополии характерны три признака:
в отрасли присутствуют две и более конкурирующих фирм , поэтому она не является монополизированной;
кривая спроса каждой фирмы имеет нисходящий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
• в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.
Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигопо-листического состоит в особенностях изменения цен. Если в первом случае цены меняются непрерывно в связи с изменениями спроса и предложения, то во втором — цены меняются не так часто, но, как правило, существенно. Фирмы-олигополисты стремятся изменять объем выпуска продукции, а не цену, что возможно в краткосрочном периоде их деятельности. Способность удерживать цену в этот период заложена в структуре фирм-олигополистов : планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса.
Экономические решения на олигопольных рынках основаны на стратегических соображениях каждой фирмы : как ее действия повлияют на соперников и какую реакцию у них вызовут.
Фирмы получали бы более высокие прибыли, если бы договорились поднять цены. Однако антитрастовые законы запрещают реализацию такого сговора. Сотрудничество без сговора связано с расчетом цены, максимизирующей прибыль. Однако конкурент может не принять установленную цену. Каждая отдельная фирма захочет перехитрить конкурентов, снижая цену на свой товар с целью захвата рынка. Теорию игр на олигополистических рынках называют дилеммой заключенных. Она отражает проблемы, с которыми сталкиваются олигопольные фирмы.
Дилемма заключенных создает жесткость цен на олигопольных рынках. Лидерство в ценах является одной из форм скрытого сговора, которая позволяет обойти дилемму заключенных. Лидерство в ценах означает установление цены, за которой следуют другие.
Отметим, что олигополия является преобладающей формой на современном рынке.
Заключение и вывод
Но в эпоху «умных» технологий появляются новые влиятельные поставщики: это провайдеры датчиков, ПО, встроенных операционных систем и памяти, аналитики и других слоев стека технологий. Некоторые из них, например Google, Apple, AT&T, располагают кадрами и мощностями, теперь ключевыми с точки зрения возможности выпускать уникальную продукцию и выгодно продавать ее. Значительная рыночная власть этих новых поставщиков позволяет им претендовать на большую долю общей стоимости продукции, сокращать прибыль производителей.
Open Automotive Alliance — поставщик именно такого типа: General Motors, Honda, Audi и Hyundai объединились под эгидой Google, чтобы использовать на своих автомобилях ее операционную систему Android. У автопроизводителей не было специалистов и ресурсов для разработки надежной встроенной операционной системы, удобной и простой для пользователей и позволяющей экосистеме программистов создавать приложения. С появлением поставщиков вроде Google, у которых есть не только большие ресурсы и опыт, но также мощные потребительские бренды и множество взаимосвязанных -приложений, авторитет производителей автомобилей, всегда занимавших господствующее положение по отношению к поставщикам, заметно ослаб (например, потребители могут предпочесть автомобиль, синхронизируемый с их смартфоном, «музыкой» и приложениями).
Новые поставщики стека технологий для «умных» продуктов могут усилить свое влияние еще и за счет связей с конечными пользователями и доступа к данным о пользовании гаджетами. Получая эти данные от пользователей, поставщики могут сами предлагать им новые услуги, как это сделала GE, создав Alitalia.
Open Automotive Alliance — поставщик именно такого типа: General Motors, Honda, Audi и Hyundai объединились под эгидой Google, чтобы использовать на своих автомобилях ее операционную систему Android. У автопроизводителей не было специалистов и ресурсов для разработки надежной встроенной операционной системы, удобной и простой для пользователей и позволяющей экосистеме программистов создавать приложения. С появлением поставщиков вроде Google, у которых есть не только большие ресурсы и опыт, но также мощные потребительские бренды и множество взаимосвязанных -приложений, авторитет производителей автомобилей, всегда занимавших господствующее положение по отношению к поставщикам, заметно ослаб (например, потребители могут предпочесть автомобиль, синхронизируемый с их смартфоном, «музыкой» и приложениями).
Новые поставщики стека технологий для «умных» продуктов могут усилить свое влияние еще и за счет связей с конечными пользователями и доступа к данным о пользовании гаджетами. Получая эти данные от пользователей, поставщики могут сами предлагать им новые услуги, как это сделала GE, создав Alitalia.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт