«Роль народной педагогики в развитии творчества школьников»

С идеями К.Д. Ушинского связано национальное направление в истории отечественной педагогики. Русский педагог А.П. Медведков, давая оценку трудов крупных педагогов, выделил среди них К.Д. Ушинского, потенциал наследия которого не был использован до конца в XIX в. «Ушинский, – утверждал А.П. Медведков, – еще и доселе продолжает учить нас: более половины из сказанного им не использовано русскою школою» [22, с.241].
Таким образом, подлинное научное педагогическое исследование должно стремиться к раскрытию потенциала народного воспитания, а педагогическая практика – к его реализации. В этой связи необходимо глубокое изучение педагогической культуры народа, отраженной в народной педагогике.

1.2 Понятие творчества и творческие виды деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности — это накопление опыта и знаний. С точки зрения психологии школа является наиболее подходящим периодом для развития творческих способностей, что обусловлено характерными возрастными особенностями. Дети школьного возраста чрезвычайно любознательны и имеют огромное желание познавать окружающий мир. Далее в юношеском возрасте, развитые творческие способности позволят выполнять различного рода действия.
Формирование в процессе обучения творческих способностей является одной из важнейших задач по привитию у обучающихся практических навыков и технологического мастерства. Очень важно научить молодых людей учиться, используя элементы фантазии, а также всевозможное разнообразие своих творческих мыслей.
Для того чтобы полностью раскрыть понятие «творческие виды деятельности» необходимо рассмотреть такие понятия как «творческие способности», «творчество», «способности».
Василий Александрович Сухомлинский, один из выдающихся педагогов XX века «человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием» [17].
Сложный феномен творчества и творческой познавательной деятельности освещался в исследованиях многих психологов, например, в трудах Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной и др., педагогов В.И. Андреева, Г.Д. Кирилловой, Б.И. Коротяева, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, А.П. Тряпициной, А.В. Хуторского, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской и др.
Существуют вариативные подходы к определению творческой деятельности. Так, по утверждению Т.Н. Прохоровой, творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью, а один из заслуженных ученых в области педагогики В.А. Сластенин называет творчество открытием или созданием новых материальных и духовных ценностей.
У А.Г. Спиркина, известного российского философа, есть определение творчества как мыслительной и практической деятельности, в результате которой создаются оригинальные ценности, устанавливаются новые факты, свойства, закономерности и др.
Педагогическая наука выделяет внутри рассматриваемого явления сферу учебно-творческой деятельности как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, реализуемых в условиях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления. Такая деятельность направлена на максимальное использование самоуправления личности. Результат важен для развития творческих способностей личности.
В.В. Андреев считает важнейшим признаком учебно-творческой деятельности появление психических новообразований, таких как знания, умения, творческие способности личности.
А.Л. Димент и М.В. Столпникова сходятся во мнении, определяя творческие способности личности как индивидуальные психологические особенности личности, которые не зависят от умственных способностей, но проявляются в фантазии, воображении, в собственной точке зрения на мир. Основными показателями творческих способностей, как утверждают ученые, являются беглость, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мысли – это количество идей, возникающих за единицу времени.
Гибкость – способность быстро, без внутренних затрат переключаться с одного аспекта проблемы на другой.
Оригинальность – способность к созданию необычных идей и решений.
Любознательность – это способность удивляться, открывать себя навстречу новому, неизведанному.
Точность – это способность улучшать свой творческий продукт, придавая ему законченный вид.
Смелость – это способность принимать решения на ходу, смело выдвигать новые идеи, отстаивать свою точку зрения.
Творческая познавательная деятельность – это процесс усвоения теоретического материала и решения задач по его применению на практике в результате самостоятельного поиска. Творческая самостоятельная работа способствует самореализации личности. Необходимо развивать творческую активность обучающихся для реализации на практике их собственных возможностей.
Понятие творчества, которое дал В.А. Левин, звучит так: «Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [11].
Так как в нашей работе речь идет об избавлении от стресса в юношеском возрасте, то творчество в нашем понимании – это специфический и мотивированный вид деятельности. Когда юноши вступают в общение во время творческой деятельности в компании людей, это уже будет началом творчества, поскольку они создают оригинальный продукт, используя процесс коммуникации.
Общение является важнейшим свойством человеческой личности и отправным моментом его творческой деятельности. Он возможен в случае сформированности универсальных коммуникативных умений у обучающегося. В результате творческой деятельности может появиться оригинальный продукт, который носит индивидуальный личностный характер.
Но если речь идет о самостоятельной творческой деятельности, то важны личностные способности человека.
Обращаясь к понятию «способность», мы выяснили, что способности — это такие свойства личности, которые определяют глубину, прочность и динамику приобретения знаний, умений и навыков, а также обеспечивают результативность и успешность деятельности. Основу данных способностей составляют задатки, под которыми понимаются наследственные и врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы человека, которые в последствие и составляют основу развития способностей [13].
В повседневной жизни способности являются показателем характеристики конкретного человека. В образовательном процессе обращаясь к конкретной личности, способности постоянно развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.
Виды деятельности подразделяются:

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ