Роль медицинской сестры в профилактике нарушения слуха у детей и подростков

Смешанная тугоухость – нарушение звукопроведения (кондуктивная тугоухость) и звуковосприятия (сенсоневральная тугоухость) на одном и том же ухе одновременно. Степень снижения слуха может быть разной – от легкой до глухоты. При восприятии звуков выражены особенности, характерные как для кондуктивной, так и для сенсоневральной тугоухости [1]1.
Дети с нарушениями слуха – группа, разнообразная по степени слухового нарушения и уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено рядом факторов:
степень нарушения слуха;
время возникновения слухового дефекта;
педагогические условия, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения;
индивидуальные особенности ребенка (психолого-педагогическая классификация.
В соответствии с этими критериями были выделены две основные группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.
Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.
Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости [3].
Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота (приложение 1).
I степень – ребенку доступно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 6 м и более, и даже шепот. Однако в шумной обстановке он испытывает серьезные затруднения при восприятии и понимании речи. Дети общаются устной речью.
II степень – ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6 м, некоторые дети – также шепотную до 0,5 метра. Могут испытывать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на занятиях, уроке. Дети общаются устной речью, при этом она имеет специфические особенности.
III степень – дети воспринимают речь разговорной громкости неразборчиво на расстоянии менее 2 м, шепот – не слышат. Обычно понимают речь, когда видят лицо говорящего. Необходимо обязательное постоянное использование слуховых аппаратов для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдопедагогом и логопедом.
IV степень – у детей восприятие речи разговорной громкости неразборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слуховых аппаратов, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Показано обязательное слухопротезирование или кохлеарная имплантация. Устная речь развивается только в условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы [11].
Глухие дети реагируют на голос повышенной громкости у уха, но не различают ни слов, ни фраз. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь у этих детей развивается в результате длительной систематической коррекционной работы.
Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на все психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.
Таким образом, в зависимости среди нарушений слуха выделяют глухоту, при которой человек не может обнаруживать и понимать звуки, и тугоухость, при которой восприятие звуков затруднено, но возможно. Среди последнего нарушения различают кондуктивную, сенсоневральную и смешанную тугоухость. Чаще встречается сенсоневральный вариант.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ