Исследование эффективности системы управления на примере АО «Трансмашхолдинг»
Методы математической логики. Данная классификация методов предполагает применение функций алгебры логики и операций с ними для анализа и оценки сложной организационной структуры системы. Заслуживают внимания логико-статистические методы, которые дают возможность описать структуру любой сложности с помощью функций алгебры логики, а также создать для каждого элемента структуры вероятностную модель его функционирования.
Моделирование. Это процесс описания системы (или процесса, объекта) комплексом математических и информационных моделей. Моделирование — это всегда эксперимент с использованием моделей и вычислительных технологий, который позволяет проанализировать возможные альтернативы, оценить их преимущества и недостатки, что является эффективным и безрисковым подходом к экспериментированию, который невозможен в реальной жизни.
Эвристические методы – это специальные логические способы решения задач, построенные на методах научного познания и на использовании специальных правил, приемов, упрощений и обобщений. При этом, эвристические методы подразделяются нам методы научного познания и методы экспертных оценок.
Анализ – мысленное или реальное расчленения объекта, системы, явления на составные части, каждая из которых исследуется отдельно. После проведения анализа зачастую проводится и синтез, под которым понимается соединение различных элементов в едино целое. Для современной науки управления характерны процессы синтеза как внутри организации, так и между организациями, например создание сетевых структур.
Аналогия — метод, применяемый в познании, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках и о возможности переносить информацию об одном объекте на другой объект (например, «дерево целей», «дерево проблем» и др.).
Типология — метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группирование с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов и стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить се закономерности.
Сравнение — метод, лежащий в основе суждения о сходстве или различии объектов; имеет смысл только в совокупности однородных объектов, образующих класс. Метод помогает выявляет количественные и качественных характеристики объектов, составляются их классификации и производится оценивание; сравнить — значит сопоставить одно с другим с целью выявления их возможных отношений.
Особое значение среди эвристических методов исследования занимают методы экспертных оценок, они базируются на гипотезе, что, используя мнения одного (индивидуальные оценки) или нескольких (коллективные оценки) специалистов — экспертов, удастся создать близкий к реальному образ будущего состояния объекта. Индивидуальные экспертные оценки — эго результаты обработки данных анкетирования, интервью и тестирования, а также аналитические оценки.
Обратим особое внимание на группу индивидуально-экспертных методов, которые на сегодняшний день эффективно используются в экономике (в частности, при маркетинговых исследованиях), социологии, политологии, управлении и других сферах, когда важно выявить структуру мнений, предпочтений, ориентаций, ценностей.
Опрос представляет собой метод сбора первичной информации, который можно охарактеризовать как стандартизированный комплекс вопросов, которые в устной или письменной форме предъявляются респондентам. Такой способ является достаточно удобным при исследовании эффективности системы управления, однако трудозатратным. По характеру взаимодействия опрос подразделяется на интервью и анкетирование.
Тестирование позволяет оценить сложные свойства и качества личности, которые не поддаются прямому наблюдению. С помощью метода тестирования исследователь может определить ценностно-мотивационный образ трудового коллектива, потенциал профессиональной и деловой успешности, стиль руководства и уровень формализации и другие аспекты управления
Все методы данной группы связаны только с получением исходной информации, а её обработка проходит с помощью других (групп) методов. Основное различие между методами коллективной оценки состоит в организации работы экспертов.
Метод комиссии предусматривает, что эксперты могут свободно обмениваться информацией друг с другом.
При проведении «мозгового штурма» обмен информацией между экспертами открыт, но определенным образом регламентирован.
Использование метода «Дельфи» предполагает, то эксперты изолированы друг от друга и оценки не подлежат открытому обсуждению, а для корректировки решений реализуется принцип обратной связи в экспертизе.
Таким образом, выбор метода является важным этапом планирования и организации всего исследования, поэтому важно понимать, что его результативность во многом определяется именно методами, используемыми при проведении исследовательских работ.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт