Роль и значение массовых коммуникации в упорядочении общественных отношений

Цели и задачи

Целью работы является исследование роли массовых коммуникаций в упорядочении общественных отношений.

Введение и актуальность


От уровня профессиональности использования массовых коммуникаций зависят и процессы формирования доверия общества и управление общественно значимыми проектами. Поэтому представляется объективно значимым учет и использование концептуальных аспектов массовой коммуникации в рамках упорядочения общественных процессов.
Современное состояние организационно-структурных и формально-регламентированных общественных процессов не всегда носит упорядоченный характер.
Вместе с тем, зачастую в современных условиях упускают или занижают значение массовой коммуникации, как средства упорядочения общественных отношений, так и в вопросах создания атмосферы доверия и управления общественным развитием.
Современное положение дел в данной области обусловлено динамичным развитием общественных отношений и стремительным увеличением роли массовых коммуникаций в жизни общества.
Первые исследования в области использования массовых коммуникаций в контексте влияния на общественные отношения связаны с работами Макса Вебера и Липпмана.
В 1910 г. Вебер методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума [4].
Вебер сформулировал социальные требования, которые предъявляются к процессу массовой коммуникации, обосновал метод анализа каналов массовых коммуникаций, а также разработал базовые направления анализа собственно информации, передаваемой по каналам массовой коммуникации.
Первичные исследования массовых коммуникаций в сфере их влияния на общественные отношения провел У. Липпман, согласно его результатам, первичным является характер реакции человека на внешние стимулы, которые в совокупности с опытом человека формируют у него определенные стереотипы, замещающие или частично заменяющие реальность. Благодаря средствам массовой коммуникации можно как нивелировать влияние стереотипов, так и усиливать их, прибегая к разным техникам пропаганды.
Исследования Вебера и Липмана, как и более поздние работы других ученых, показали следующее:
Большинство людей объективно не в состоянии самостоятельно изучить, оценить или проанализировать те или иные факты в силу недостаточно формализованного или объективного представления информации через каналы массовой коммуникации, в результате критическое восприятие фактов заменяется стереотипным мышлением.
Таким образом, для формирования стереотипов и устойчивого стереотипного восприятия большинству людей достаточно нескольких поверхностных оценок различных явлений или событий. Рядовая передача информации с целью обмена в современном мире во многом сосредоточена в средствах массовой коммуникации, которые собственно и создают условия для усиления стеоретипизации мышления людей.
Формирование псевдоокружающей среды, которая становится естественной для большинства людей, усиливает пагубные тенденции и негативные процессы восприятия реальной действительности, что особенно отрицательно проявляется у людей, легко поддающихся влиянию.
Следовательно, можно достаточно объективно утверждать, что комплексное изучение процесса создания стереотипов позволяет с высокой степень объективизации исследовать феномен влияния каналов массовой коммуникации на общественные отношения.

Заключение и вывод

В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым, т.к. происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности , современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества, их воздействия на характер общественных отношений.
Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации. Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.
Функционирование СМК немыслимо без соответствующего технического обеспечения в отличие, например, от средств устной агитации, связанных в первую очередь с живым, естественным, непосредственным общением между людьми. Эффективность массовой коммуникации есть отношение достигнутого результата к предварительно намеченной цели. Теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на исследование социальной роли массовой коммуникации. Одни ученые прогнозируют, что увеличение разнообразия массовой коммуникации приведет к упадку культурного уровня общества и ослаблению его интеграции. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации, поскольку это дает возможность избежать централизованного контроля над массовой коммуникацией, а интеграция в новых условиях будет более глубокой и прочной.
Роль массовых коммуникаций в упорядочении общественных отношений связана, прежде всего, с возможностями их использования для созидательного развития и прогресса общества. При этом необходимо избегать воздействия со стороны массовых коммуникаций, которое вредит общественным отношениям и не отвечает интересам общества.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ