Конституционная история Канады

Цели и задачи

Цель данной работы – выявление художественно-стилистических и технологических особенностей мебели XVIII столетия.

Введение и актуальность


Разнообразна мебель для сидения (рис. 4). Ножки прямые или слегка изогнутые, обработанные резьбой. Центральные вертикальные планки спинок имеют силуэт скрипки или высокой стройной вазы, позднее спинки делают сквозными. Кресла отличаются максимальным комфортом, особенно так называемые «крылатые» кресла с высоко поднимающимися подлокотниками.

Рис. 4. Мебель Томаса Чиппендейла: а — образец стула из сборника Т, Чиппендейла (гравюра), б — кресло по рисунку Чиппендейла
Большие застекленные книжные шкафы снабжены фасонной пайкой стекол в виде ромбовидной сетки. Кровати обычно с балдахинами в виде китайской пагоды. Разнообразны письменные столы и высокие напольные часы, которые становятся почти обязательной принадлежностью английского интерьера.
Своеобразие английской мебели XVIII в., самым характерным мастером которой был Чиппендейл, ао многом обязано тесной связи мастеров-мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине XVIII в. Это явление способствовало единому решению интерьера и мебели, а также наложило свою печать на решение собственно мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений, характера отбора декоративных элементов. Элементы готики, китайского искусства, французского рокайля носят более сдержанный характер, более просты и ясны. Введение орнаментальных мотивов рокайля не нарушает симметрии изделий, а готика хорошо уживается рядом с классическим строем пропорций.

Заключение и вывод


В середине XVIII века в художественной жизни Европы произошел гигантский перелом, приведший к крушению барокко и появлению нового стиля – классицизма. Огромную роль в этом сыграли помпейские раскопки. Однако, как отмечает И.Э. Грабарь, это было не главное, так как «новое открытие совпало с целым рядом других факторов, роковым образом направляющих вкусы Европы назад, к временам Древнего Рима и Эллады». Смена стилей не произошла внезапно, на протяжении некоторого времени черты барокко и классицизма тесно переплетались.
В искусстве классицизма XVIII века ожили художественные традиции мебели античного мира. Этот стиль принес в интерьер простые и строгие формы, в которых господствовали ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. От гнутых ножек этот мебельный стиль перешел к ровным, строгим поверхностям. Для украшения мебели широко употреблялся набор маркетри в сочетании с резьбой или с тонкочеканными бронзовыми накладками. Мягкие элементы стульев и кресел, как правило, обивались тканями с цветочным орнаментом. В предметах мебели для сидения популярностью пользовались резьба, богатая обивка и позолота. Столики - консоли, ширмы, часы, различные подставки украшались тонкой резьбой, цветочными гирляндами, аллегориями. Наиболее часто использовалось красное дерево, идущее, как правило, на фанеровку предметов мебели. Обрамление часто выполнялось породами дерева тёмных оттенков (туя, палисандр, чёрное дерево). Филёнки красного дерева инкрустировались наборами из различных цветных, нередко экзотических пород дерева (сатиновое, розовое дерево).
На рубеже XVIII – XIX веков типы мебели не претерпевают принципиальных изменений, но сами формы так называемой павловской мебели становятся несколько более тяжелыми. Одновременно с красным деревом большое распространение получает новый материал – карельская береза.
Главной отличительной чертой русской мебели в стиле ампир является строжайшее подчинение законам архитектуры, с обычным для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлении. Отдельные линии строго рассчитаны в каждом предмете. Это усиливает и подчеркивает общую композицию предмета. Орнаментация сконцентрирована в отдельных определенных местах на сравнительно небольшом пространстве широких плоскостей. Эта акцентировка больших гладких плоскостей отдельными пятнами декоративной орнаментации создает своеобразие оформления предметов мебели русского ампира. Золоченой резьбы в русской мебели этого периода почти не встречается, ее заменяет позолоченная лепка из гипса и левкаса или же резьба из дерева. Мотивами служат элементы, популярные в эту пору: лавровый венок, лира, симметричная пальметта, листья аканта, массивные орлы, грифоны, стилизованные лебеди с изогнутой в петлю шеей, древнеримские и египетские гермы, сфинксы, львы, химеры и другие фантастические животные с мускулистыми телами, жилистыми ногами и свирепыми мордами и клювами, застывшие в симметрически посаженных неподвижных позах. Мотивы животных и чудовищ очень часто используются для подлокотников, ручек и ножек диванов, которые были в эту пору особенно распространены. Кресла имеют или глухие, или сквозные спинки, форма их особенно часто делается полукруглой, в виде корыта. Широко был развит тип преддиванного круглого или восьмиугольного стола на одной стойке в виде тумбы. Шкафы, комоды, шифонеры, этажерки, секретеры, горки и зеркала украшались карнизами, фризами, архитравами и колоннами, которые имели все требуемые архитектурным ордером членения. Мебель русского ампира поражает глаз красотой своих пропорций и согласованностью отдельных частей, но в то же время в ней чувствуется некоторая жесткость и отсутствие того комфорта, которым славилась мебель XVIII века.
В этот период выделяются значительные мастера-мебельщики, работавшие в самом тесном контакте с ведущими архитекторами этого периода – А. Воронихиным, В. Стасовым, К. Росси и другими. Среди них наиболее известен Г. Гамбс, чья мебель отличалась высоким мастерством и во многом определила общую картину развития мебельного русского искусства этого периода.
Таким образом, мебель XVIII столетия прошла огромный путь, достигнув небывалых до этого момента вершин. Все это позволяет ей по праву занять особое место в истории не только русского, но и мирового мебельного искусства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ