Роль деятельности пенсионного фонда РФ в функционировании системы социальной защиты

Цели и задачи

цель работы состоит в рассмотрении Пенсионного фонда Российской Федерации как одной из составных частей системы социальных внебюджетных фондов.

Введение и актуальность


Таким образом, следует сделать вывод, что результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

1.2. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ


На современном этапе бюджет ПФР сформированный бюджетной системой Российской Федерации составляют налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Формирование средств пенсионного фонда регламентируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, в котором отражены организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Федеральное Собрание рассматривает и утверждает Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Бюджет Пенсионного фонда РФ – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Страховые взносы на накопительную часть пенсии, средства на инвестирование, выплаты за счёт пенсионных накоплений, а также расходы, связанные с инвестированием, ведением индивидуальных счетов учитываются отдельно.
Основную долю неналоговых доходов составляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Страхователи, перечисляют на обязательное пенсионное страхование страховые взносы, в установленный законом срок. Страхователями считаются лица, делающие выплаты: предприятия, физические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты и др.).
Эти средства идут на выплату накопительной пенсии, инвестирование пенсионных накоплений, на накопительной пенсии страхового обеспечения (трудовых пенсий, пособия на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти, и с июля 2012 года – средств пенсионных накоплений).
Сбор взносов в ПФР за 2016 год увеличился на 6,9% по сравнению с 2015 г. и составил 4,13 трлн. рублей.
Формирование бюджета ПФР происходит за счёт распределения налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы страны Казначейством России согласно ст. 146 Бюджетного Кодекса.
Также в бюджет ПФР происходит зачисление неналоговых доходов:
1) Пени и другие финансовые санкции, применяемые к неплательщикам взносов;
2) Доходов от капитализации временно свободных средств (покупки ценных бумаг, инвестиций);
3) Добровольных взносов физических лиц и организаций;
4) Дополнительные взносы, уплачиваемые юридическими лицами, имеющих рабочие места с опасными и вредными условиями труда.
Безвозмездные зачисления средств, в бюджет ПФР:
1) Межбюджетные трансферты, поступающие в Пенсионный фонд из федерального бюджета;
2) Безвозмездные перечисления средств из негосударственных пенсионных фондов;
3) Иные поступления разрешённые законодательством.

Заключение и вывод

По результатам выполненной работы можно сделать вывод, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования. Финансирование пенсионного страхования осуществляет бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, за счет средств, которые поступают в него из федерального бюджета. Для того чтобы пенсионная система Российской Федерации, осуществляла свою деятельность бесперебойно, необходимо обеспечить постоянный поток финансовых средств в бюджет и следить за их правильным расходованием.
Результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.
Формирование средств Пенсионного фонда, осуществляется за счёт за счет страховых взносов, которые являются индивидуальными и обязательными, как и налоги. Но, следует отметить, что в отличие от налогов, страховые взносы, носят возмездный характер, так как так как впоследствии гражданин получает обязательное, страховое обеспечения по пенсионному страхованию. Именно за счет страховых взносов, в пенсионной системе накапливаются средства, выплачиваемые застрахованным лицам, при наступлении страховых случаев.
Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации, имеют целевое направление. Они могут расходоваться на цели, которые связаны с обеспечением деятельности пенсионной системы.
Перечень расходных обязательств фонда обширен, и не связан с пенсионным страхованием.
Проведя анализ доходов и расходов средств бюджета Пенсионного фонда, было выявлено, что по итогам 2016 года расходы бюджета Пенсионного фонда превысили доходы на 204,4 млрд рублей. Большая часть этих средств (167 млрд рублей) связана с переводом гражданами своих пенсионных накоплений (в сумме 280 млрд рублей) из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды и, по сути, является дефицитной только технически. Это объясняется тем, что передача пенсионных накоплений в НПФ происходит не из ПФР, а из управляющих компаний, которым Фонд передает все поступающие на накопительную пенсию взносы. Пенсионные накопления ПФР, находящиеся в управляющих компаниях (более 2 трлн. рублей в 2016 году), не отображаются в доходах бюджета Фонда, а передаваемые в НПФ средства при этом фиксируются как его расходы, что и приводит к техническому дефициту бюджета.
В части бюджета, не связанной с формированием пенсионных накоплений, дефицит составил 37,5 млрд. рублей и был полностью обеспечен переходящими средствами бюджета ПФР.
Подводя итог, отметим, что Пенсионный фонд России помимо функций страховщика в системе обязательного пенсионного страхования, ещё и деятельность, направленную на предоставление других видов социального обеспечения. Именно поэтому, считается вполне оправданным называть Пенсионный фонд России более широким понятием - «орган социального обеспечения». Отметим также, что данный фонд был, и остается главным звеном пенсионной системы страны.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ