Понятие смыслового чтения в современной психолого-педагогической литературе

Это вдумчивое и неспешное чтение, предусматривающее намеренный анализ содержания прочитанного, опирающееся на лингвистические и логические связи текста. Задачей данного вида чтения является формирование у обучающегося умения самостоятельно преодолевать трудности в понимании текста. Объектом «исследования» в данном виде чтения является информация, которая содержится в тексте, но не языковой материал. Обучение чтению отличается от иных типов чтения большим количеством регрессий – перечитывание частей текста, в некоторых случаях с четким произношением текста про себя или вслух, определение смысла текста методом исследования языковых форм, сознательный отбор наиболее важных высказываний и повторение их вслух для наилучшего запоминания содержания для дальнейшего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучение чтения обучает бережному отношению к тексту. Для этого вида чтения отбираются тексты, обладающие познавательной ценностью, познавательной значимостью и представляющие максимальную сложность для конкретного этапа обучения, как по содержанию, так и по языку [14].
Другими словами, обучение или семантическое чтение выражает качественную сторону чтения. Можно сказать, что этот вид чтения является вершиной читательской компетентности. В конечном счете, это основа получения любых знаний, изучения любой школьной дисциплины.
Таким образом, смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, вводного или поискового) тем, что в смысловой форме чтения происходят процессы осмысления читателем ценностно-смыслового момента, т. е. процесс интерпретации, придания смысла.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ