Религия и политика

Цели и задачи

Цель данной работы – изучить взаимодействия политики и религии в современном мире.

Введение и актуальность


Особенности взаимодействия религии и политики в условиях российского общества объясняются несколькими историческими и национальными обстоятельствами. В течении длительного времени существовали факторы, которые направлены на увеличение влияния религии, а также религиозных организаций в общественно-политической жизни: переплетение, начиная с Крещения Руси, религиозных и государственных начал, значительная роль православия в собирании и защите российских земель, развитии нескольких областей отечественной культуры, постепенное развертывание до XX в. - в отличие от Запада - процесса секуляризации и т. д. Одновременно с этим, в течении длительного периода существовало прямое вмешательство государства в деятельность религиозных организаций, подчинение ему последних (например, в синодальный, советский периоды). Различные условия складывались и в различных регионах.
Специфична обстановка в настоящее время, когда из-за существующих экономических и общественно-политических неурядиц среди большинства слоев населения начали распространяться социальная апатия и недоверие по отношению к властным структурам. В данной ситуации большинство населения начали доверять исключительным государственным (армия) и общественным (церковь) институтам. Данные институты еще имеют значительный авторитет. Среди них в первую очередь религиозные объединения, традиционные для российского общества.
Не смотря на то, что конституционный принцип светскости в России говорит об отделении церковных дел от государственных, религиозных организаций от политики, на самом деле его весьма сложно в полном объеме реализовать. Несмотря на различные предназначения, цели, сферы деятельности религия (сфера сверхъестественного, духовной жизни, личных чувств и убеждений) и политика (специфическая сфера организации общественной жизни, властных отношений, управления социальными слоями, обществом и государством) значительно связаны между собой.
Взаимодействия религии и политики требуют в любой исторический период конкретного рассмотрения, который призван раскрыть специфику участия разнообразных звеньев религиозных организаций любой конфессии в политике и особенности восприятия религии политическими деятелями. Историзм при изучении влияния религии на политику тем более необходим, что это приводило как к созидательным, так и к разрушительным последствиям.
Не смотря на мнение многих верующих принципу разделения политики и религии, который зафиксирован еще в Евангелии, Российские религиозные организации никогда не уклонялись от участия в общественно-политической жизни, а также идеологических и партийных противостояниях, межнациональных коллизиях и т. п.
Следует отметить, что положения светского правового принципа, который предполагает признание независимости и автономности политики и религии друг от друга, признаны и в современных документах религиозных организаций России.
Самой крупной и авторитетной религиозной организацией Российской Федерации является Русская Православная Церковь. Спустя много лет продолжительных поисков оптимальной модели взаимодействий с государством, впервые твердо заявляет о нужности дистанцироваться от каждого государственного строя, существующих политических доктрин, а также конкретных общественных сил, даже тех, которые находятся у власти.
Отказ от привлечения в политику содержится, как правило, в подчеркивании нежелательности членства священнослужителей в политических партиях, блоках, движениях, которые в первую очередь ведут предвыборную борьбу, нецелесообразности их участия в выборах в представительные органы в качестве кандидатов в депутаты. Это является новым, позитивным положением в социально-политической концепции церкви, хотя на деле типичные установки часто выполняются непоследовательно, и вряд ли могут полностью осуществится.
Проблема заключается в том, что официальное понимание обеими сторонами, то есть властью и церковью, автономии церкви и политики, даже при наличии их целенаправленных усилий на деполитизацию религиозных организаций, на деле не означает их взаимную изоляцию. Данный факт понимают и государственные структуры, и религиозные деятели.
На решение рассматриваемой проблемы может повлиять не только объективное положение верующих, которые служит одновременно гражданами государства, а также участниками политических движений, партийных и профсоюзных объединений, и членами религиозных организаций.
Следует придавать значение также сути миссии конфессиональных организаций. Провозглашая главной целью обеспечение духовного и нравственного здоровья общества, социального блага населения, они не могут безразлично относиться к многим процессам, которые существуют в обществе. Кроме того, руководители многих существующих в Российской Федерации сколько-нибудь распространенных религиозных систем, говоря об отказе вмешиваться в конкретные вопросы экономики, политики, технологии и т. п., одновременно высказываются по темам, которые относятся к социальному и духовному бытию человека и считают это своим долгом. Типичные выступления бывают особенно настойчивы в современном кризисном состоянии, в котором находится наша страна.
Но, так как в обществе практически все связано с положением и деятельностью человека, то данная современная конфессиональная позиция может приниматься, при некоторых обстоятельствах, очень расширительно, оправдывая различные проявления клерикальной деятельности. В данном случае, это находится в зависимости от уровня развития демократии в нашей стране, кроме того, от особенностей определенного региона, уровня популярности в нем светских или религиозных настроений, характера догматов и традиций распространенных здесь религиозных систем.
Таким образом, политика и религия, не смотря на то, что они влияют на личное и общественное благо население различными способами, очень взаимосвязаны между собой через многие нити. В нашей истории, в основном, имеются случаи когда церковь становилась под власть государства.
Но, необходимо также отметить, что существуют также случаи, когда государство шло на встречу интересам церкви (например, участие российского правительства в гонениях на старообрядцев). От данного пользования государство для решения собственно религиозных вопросов страдают общенациональные интересы.

Заключение и вывод

В результате изучения научной и учебной литературы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что цель данной работы достигнута, поставленные задачи решены, что позволяет нам сделать ряд выводов.
Современное общественно-политическое развитие человечества фиксирует увеличение влияния религиозного фактора на политическую жизнь всех государств и человеческой цивилизации.
Очень актуальным вопросом во взаимоотношениях религии и политики служит вопрос о самом эффективном, по мнению общества, их сосуществовании, о самых рациональных методах государственного управления населением, которые пропагандируют различные религии.
Религия служит своеобразным механизмом, который позволяет сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание, а главное укрепить солидарность между нациями и народами.
Влияние политики на религию может проявляться в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. В политике всегда находились люди, которые склоны к рассмотрению религии, в качестве одного из методов идеологической борьбы. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают различные религиозно-политические доктрины, ведут поиски религиозным обоснованиям политических действий. В их системе убеждений преобладают именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, думают, что религия не должна существовать в качестве орудия идеологии или политики, а обязана укреплять духовные основы общества. Данное внутреннее противоречие определяет развитие взаимоотношений между политикой и религией с целью преодолеть его.
Очень велико влияние политики на религию. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом, некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, которые усвоены в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого проявляются в его жизненных принципах, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, которая влияет на политическое сознание. Политически социализированный индивид может сам принимать участие в политических событиях, а также просто реагировать на них согласно своим религиозным воззрениям, давая окружающим понять, что с ним нужно считаться. Пропагандирование самой религии, вместе с ее системой ценностей и идей, может как положительно, так и отрицательно отложиться на авторитете власти или каких-то субъектах политики. Распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести определенный вклад в развитие общественного сознания. Так как, религия уделяет внимание некоторым глобальным проблемам, например, поддержание мира, борьба с голодом, опасными заболеваниями и т. д., она играет роль некоторого центра, где собираются все, кто заинтересован в решении данных проблем. Политики же заинтересованы в их решении по роду своего занятия и иногда пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.
Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция, которая представляет собой объединение разнообразных политических образований и государств с учетом религиозного признака.
Религиозный фактор также учитывается и во внешней политике крупнейших держав при разработке определенных доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.
Не редко религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, которые осуществляются разнообразными религиозно-политическими образованиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что на основе многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике, и в религии сложились соответствующие нормы и законы, которые регулируют и описывают их взаимное существование.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. С первого взгляда можно сказать, что политика и религия имеют совершенно разную направленность, но на самом деле взаимодействие религии и политики неизбежно, данный процесс происходит постоянно и очень влияет на жизнь общества.
2. Вопрос взаимодействия данных областей жизнедеятельности людей появился еще в глубокой древности. Одними из начальных проявлений данного взаимодействия являются Крестовые походы, выполняющие как религиозные, так и политические задачи.
3. С наступлением ХХ века данные проблемы остались, только они уже были на новом уровне. В СССР, такие проблемы просто заглушались и игнорировались, начались яркие проявления исламского фундаментализма.
4. Большинство военных конфликтов ХХ века сопровождается религиозным камуфлированием. Появилось очень много религиозно-террористических организаций, целью которых является установление «исламского порядка».
5. В то же время в «неисламском мире» происходит тенденция слияния политики и религии, многие политические деятели не скрывают своей набожности, и это ведет к «религиезации» населения, доверяющего своему лидеру и идущего за ним.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ