Потребительская информация: понятие, содержание, порядок доведения

Цели и задачи

Целью настоящего исследования является анализ категории «потребительская информация».

Введение и актуальность


Необходимой информацией признается наличие лицензии, если исполнителем (продавцом) осуществляется предусмотренная действующим законодательством лицензируемая деятельность, где указана дата ее выдачи. Чаще всего, организации, магазины размещают на видном месте копии свидетельства о регистрации и лицензии, благодаря чему потребители могут получить необходимую информацию о продавце (исполнителе).
В целом же, информация об изготовители (исполнителе, продавце) включает в себя сведения о государственной регистрации изготовителя (исполнителя, продавца) и наименовании зарегистрировавшего его органа; о фирменном наименовании, месте нахождения (адрес) и режиме работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя; о виде деятельности, если она подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию; о номере лицензии, сроке ее действия, органе, выдавшем лицензию, если осуществляемый продавцом (исполнителем) вид деятельности подлежит лицензированию; о номере свидетельства о государственной аккредитации, о сроке его действия, об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет государственную аккредитацию.
2. Информация о режиме работы продавца (изготовителя) определяется в ст .11 Закона о защите прав потребителей.
В целом следует сказать, что изготовителями (исполнителями, продавцами) режим работы своего предприятия устанавливается самостоятельно, исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предприятия, режим работы которых устанавливают соответственно органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Организация обязана соблюдать ею же установленный режим работы.
Сведения о режиме работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей должны включать: информацию о времени начала и окончания работы и перерыва; о выходных днях, а также о неполных (сокращенных) рабочих днях (в случае наличия таковых).
3. Информация о реализуемых им товарах, работах и услугах закреплена в ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Так, п. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона обязывает изготовителя (исполнителя или продавца) предоставить своевременно необходимую и достоверную информацию о товарах (работах или услугах). Своевременное предоставление следует понимать как предоставление названной информации до того, как потребитель сделал выбор. Так, в одном из дел истец ссылался, что ему как заемщику при заключении кредитного договора навязали пакет банковских услуг и услугу страхования, не предоставили полную и достоверную информацию о них, хотя в данных услугах заемщик не нуждался.
Требования, которые обязательны к содержанию информации о товарах и услугах, определены п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которой такая информация обязательно должна содержать:
- наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
- гарантийный срок (в случае его установления);
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок годности товаров;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;
- если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), должна быть предоставлена информация об этом.
В отношении отдельных видов товаров (работ, услуг) могут быть установлены дополнительные требования к содержанию информации о таких товарах (работах, услугах) и способах доведения ее до потребителя. Так, например, размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира» и осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов.
Следует отметить, что, к примеру, требование об указании на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информации о нем, должно соблюдаться, если это имеет значение для качества работы (услуги). Например, когда существенное значение для гражданина указанная информация приобретает в сфере образования. Так, в ближайшем будущем обучающиеся старших классов будут иметь возможность самостоятельно выбрать те предметы для изучения, которые непосредственно необходимы для дальнейшего обучения в ВУЗе и будущей профессии. Вместе с этим представится возможность выбора педагога независимо от места его работы. В данном случае первоочередное место занимает информация не столько об услугах, которые предоставляют государственные и муниципальные учреждения образования или культуры, сколько об исполнителях – учителях, педагогах, воспитателях.
Перечень информации об отдельных видах товаров при их продаже определен Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.

Заключение и вывод

Подводя итоги проведенного исследования, можно сфрмулировать следующие основные выводы.
Потребительская информация - это сведения, сообщения, данные, которые предоставляются потребителю его контрагентами в соответствии с действующим законодательством РФ. Она играет ключевую роль в принятии решений потребителем, ее недостаток или переизбыток способны привести к нерациональному выбору товара или услуги. Внешние факторы способны исказить информацию и привести к принятию неосознанного выбора.
Права стороны-потребителя на получение информационных данных и о товаре и его реализации еще до момента заключения соответствующего договора или оформления покупки закреплены в Законе о защите прав потребителей.
Согласно множеству отмеченных норм, указанных в данной статье, сторона-потребитель имеет право на то, чтобы потребовать от продавца предоставления достоверной и исчерпывающей информации о товаре, услуге или же о работе. При всем при этом такая же информация, информационные данные и показатели должны быть в обязательном порядке предоставлены, а также доведены до физических лиц (которые являются потребителями) в доступной и наглядной форме.
Доводится эта информация в процессе заключения договоров и лишь такими способами, которые приняты в отдельно взятых сферах потребительского обслуживания. То есть это должна быть понятная, доступная для понимания информация, представленная на русском языке или же на других языках, которые являются родными языками у народов в различных объектах федерального значения.
Особое внимание в законодательных актах уделяется информации о тех видах деятельности, которые подлежат лицензированию, т.е. могут осуществляться только на основании специального дополнительного разрешения. Перечень таких видов деятельности определяется Правительством Российской Федерации. К ним относятся оказание платных медицинских услуг, международный туризм, строительная деятельность, торговля подакцизными товарами, банковская, страхования, инвестиционная деятельность и другие.
Стоит отметить, основные сведения о продукции должны быть доступны потребителю даже, если он еще не покупает ее, а должен это сделать в скором времени.
Большое распространение в настоящее время получил такой способ доведения информации до потребителя как размещение её в сети Интернет.
Вместе с тем, практическая реализация права потребителей на информацию далека от совершенства и не характеризуется единообразием несмотря на то, что право потребителя на информацию призвано компенсировать информационную диспропорцию сторон потребительского договора. Для более эффективной реализации данного права судам следует исключить формальный подход к оценке доказательств предоставления информации потребителю.
Недопустимо перелагать на потребителя бремя доказывания непредоставления информации лишь на основании фразы в договоре присоединения – такой подход нарушает принцип баланса интересов сторон.
Таким образом, защита прав потребителей в современных реалиях нашего общества является одной из важнейших проблем гражданского права и требует особенно внимательного изучения, особенно правовые аспекты, связанные с реализацией законодательных норм в правоприменительной практике.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ