Развитие творческих способностей у подростков

Цели и задачи

Цель работы: выявить особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте.

Введение и актуальность


Вполне нормальным является то обстоятельство, что дети в более или менее заметной степени отличаются друг от друга по силе своего интереса к процессу обучения, по уровню интеллекта, по широте кругозора, эрудиции, а также по уровню личностного развития в целом. Очевидное снижение успеваемость происходит у многих школьников по причине того, что за пределами учебных заведений у них появляются не менее сильные, вступающие в конкуренцию с образованием интересы. Нередко отношение к конкретной учебной дисциплине предопределяется отношением к личности учителя, который ведёт занятия по данному предмету. От авторитета взрослого педагога в глазах учащихся каждой группы или класса во многом зависит успешность освоения ими его дисциплины.
С другой стороны, в силу того, что каждый подросток постоянно включён в различные системы взаимоотношений людей в обществе, для него становится принципиально важным узнать позицию, которую он занимает в той или иной социальной группе (как на микроуровне, так и на макроуровне, включая патриотически ориентированную идентификацию). В этом плане на представителей отрочества достаточно большое влияние оказывает среда его ровесников [15].
Немалое количество причин или поводов конфликтных ситуаций в сфере общения взрослых с подростками можно объяснить с позиции анализа изменений, происходящих с отношением отрока к познаваемой им непосредственной реальности: он ощущает себя «уже не ребёнком» или «не хуже взрослого», а взрослые (во всяком случае, наиболее близкие из них) продолжают считать его ребёнком. Исходя из этого, актуализируется необходимость изменений применительно к позициям подростка по отношению к самому себе, ровесникам и ко всем взрослым. Форсируя, насколько это возможно, различные события своей жизни, подросток начинает преждевременно идентифицировать себя в качестве взрослого, требуя при этом соответствующего обращения с собой. Неверно интерпретируя содержание чувства взрослости, он зачастую весьма некритично подражает старшим, причём далеко не всегда наиболее достойным из них.
Выделяя психические новообразования рассматриваемого нами возрастного периода, профессиональный психолог способен сделать прогноз возникновения трудностей, нередко сопутствующих их становлению:
1) интенсивное формирование характера, приводящее в случае нарушений к акцентуациям характера личности;
2) интимно-личностное общение, приобретающее роль ведущего типа деятельности и вызывающее реакции группирования;
3) критическое мышление, проявляющееся в негативизме и реакции отказа от внешних воздействий взрослых;
4) любознательность и жажда проверки себя, в случае крайней выраженности проявляющиеся в побегах из дома, бродяжничестве, а также многих других формах девиантного и даже делинквентного поведения;
5) повышенная эмоциональность, выражающаяся в аффективном поведении, агрессивности, острой чувствительности к своим неудачам или острой зависти к чужим успехам;
6) потребность в активности и социально значимой деятельности, выражающаяся в реакциях компенсации и гиперкомпенсации;
7) потребность в самоутверждении, выражающаяся в крайних случаях в патологических увлечениях и хобби-реакциях (нередко популяризируемое понятие «субкультуры» оказывается на руку только коммерческим дельцам, но отнюдь не самим подросткам);
8) усиленное развитие самосознания, формирование различных видов самооценки (в случаях неправильного выбора таковых это ведёт к нарушениям психики и нравственной незрелости личности);
9) чувство взрослости, проявляющееся в реакции эмансипации [19].
Подростковый период в жизни каждого человека наполнен целым рядом социально-психологических феноменов, многие из которых детерминированы конкретными культурно-историческими условиями и обстоятельствами развития конкретного общества. С одной стороны, отрочество отличается выработкой стабилизационных механизмов применительно к сущности основных характеристик личностного развития (к примеру, это касается эволюции самосознания); с другой стороны, достаточно бурные изменения в социально-экономической сфере отечественного общества обусловливают немаловажные качественные различия применительно к процессам генезиса и формирования сознания, обновления самосознания, личностного становления растущих (в психофизиологическом, морально-нравственном и интеллектуальном планах) людей [20].
Таким образом, в подростковом возрасте каждый полноценный ребёнок начинает осознавать свою уникальность и вдумываться в содержание спектра тех особенностей, которыми он объективно обладает; в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. С течением времени у подростка формируется и эволюционирует собственная Я-концепция, которая в немалой степени способствует дальнейшему, осознанному или бессознательному, моделированию и актуализации поведения молодого человека.

Заключение и вывод

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы развития творческих способностейподростков.
В результате работы в психолого-педагогической литературе нами было рассмотрены понятия «творческие способности», основные условия развития творческих способностей в образовательном процессе, определены особенности развития творческих способностей подростков.
Важной задачей учебного процесса является формирование творческой личности, которая умеет правильно и оперативно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, действовать незаурядно и по своей инициативе. Особенностью творческой личности является высокоразвитое воображение, умение создавать оригинальные образы, творить что-то новое и необычное.
Развитие творческих способностей – это одна из важнейших проблем для всех педагогов. Важными путями ее решения является развитие активности, инициативности и творческий поиск самого учителя.
Творчество – это сложное явление, оно обусловлено многими социальными, педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству – это учить подростка в любом своем труде по возможности использовать творческие способности в ходе своей деятельности. Творческий труд – это путь к познавательной деятельности подростка. Все это способствует формированию творческой личности.
Основная цель в работе по развитию творчества – заинтересовать учащихся, не оставлять без внимания тех, которые не уверены в своих силах, считают себя неодаренными. Важно помочь ребятам открыть в себе талант, мир творчества, собственные скрытые возможности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ