Развитие эмпатии младших школьников | Пример курсовой работы

Развитие эмпатии младших школьников

Цель исследования: изучить педагогические условия для развития эмпатии у младших школьников.

Итогом нравственного воспитания выступает нравственная воспитанность, материализующаяся в ценных характеристиках, личностных качествах, выражается в работе, общениях. Нравственную воспитанность выражает глубина чувств, склонность к эмоциональным переживаниям. Она описывается зрелостью сознания: моральная образованность, способность рассматривать, судить о жизненных явлениях с точки зрения нравственного идеала, формирование самостоятельной оценки [3].
Современное начальное обучение в настоящее время создается таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Формирование нравственности на современном этапе происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам обучающийся, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним [6].
Таким образом, процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Если педагоги, психологи и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Подводя итоги, отметим, что нравственное воспитание и развитие младшего школьника — это две взаимообусловленные и постоянно изменяющиеся стороны единого процесса. Нравственное воспитание играет огромную роль в развитии психики ребенка. Особенности нравственного развития младших школьников на современном этапе необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Итак, можно видеть, что у младших школьников имеется довольно неплохой запас эмоциональной лексики, т.е. у детей в активном словаре присутствуют различные слова, обозначающие эмоции; они умеют понимать эмоциональные состояния людей, и у них достаточно хорошо развита эмоциональная рефлексия (осознание человеком собственных чувств и эмоций, а так же эмоциональное отношение к тому, что он осознает). Большинство детей умеют прогнозировать поведение своих товарищей и друзей, многие стремятся помочь другим людям (стремление к содействию), но в то же время сеть дети, у которых стремление к содействию выражено слабее, чем у других.
У младших школьников 9-10 лет хорошо развита эмоциональная отзывчивость по отношению к произведениям искусства, герои художественных произведений воспринимаются ими более эмоционально, чем реально существующие люди (эмоциональная отзывчивость по отношению к людям). Детям более свойственно проявлять сочувствие к героям художественных произведений, нежели к незнакомым им людям, чувства и эмоции которых, тем не менее, они понимают. Полученные в исследовании результаты могут оказаться полезными в работе психологов и педагогов, а также родителей, так как они объясняют некоторые особенности эмоционального поведения детей и показывают, каким направлениям развития эмпатии следует уделять больше внимания в воспитательном процессе.
Таким образом, эмпирическое исследование показало, что у детей младшего школьного возраста доминирует средний уровень эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, большинство младших школьников характеризуются эгоцентрическим типом проявления эмпатических реакций и поведения, дети сосредоточенны в основном на себе, испытывают сложности при распознавании эмоционального состояния другого, выражении сочувствия, сопереживания и содействия.
Цель исследования: изучить педагогические условия для развития эмпатии у младших школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.