изучение вопросов политического развития на уроках обществознания

Цели и задачи

Целью работы является теоретическое исследование вопросов политического развития на уроках обществознания.

Введение и актуальность


В результате решения этих задач создаются предпосылки для выработки у школьников мотивов общественной деятельности, соответствующих общественным мотивам, и личностных потребностей, отвечающих общественным потребностям, т.е. закладываются основы гражданственности личности, реализуются важнейшие целевые установки гражданского воспитания.

1.2. Формирование политического мировоззрения учащихся

Проблема формирования политического мировоззрения учащихся, рассматриваемая в контексте политической социализации молодежи, разработана в исследованиях западных и отечественных ученых с позиции различных подходов. Так, например, А. Миллер и К. Уилзин, Г. Алмонд и С. Верба отмечают возможности участия учащихся в общественно-политических мероприятиях. С точки зрения Ф. Конверса политическая деятельность молодежи активизируется в периоды реформ, политических трансформаций.
Значимость проблемы формирования политического сознания учащихся в процессе формирования научного мировоззрения обусловлена тем, что данная социально-демографическая группа рассматривается не только как демографический, трудовой и кадровый ресурс, но и как ресурс конструирования и воспроизводства политической системы общества. Ведь активное участие молодежи в общественно-политической жизни во многом обусловливает перспективы российского общества как правового, демократического, социального государства.
Трудно не согласиться с мнением В. В. Гаврилюк, который определяет молодежь как «особую социальную общность, отличающуюся своими возрастными характеристиками, находящуюся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, не имеющую реального положения на социальной лестнице».
Анализ исследований отечественных ученых (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) позволяет отметить, что именно в подростковом и юношеском возрасте особенно ярко проявляется рефлексия, рассматриваемая как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром, способствующая формированию самооценки, идеалов, ценностей личности, определению ее мировоззренческой позиции. Однако, современные реалии таковы, что в отношении учащихся к общественным и политическим процессам видится равнодушие и нигилизм, вызванные сложностью проводимого политического курса российского государства, и некоторыми негативными тенденциями, заразившими общество.
Решение проблемы формирования политического сознания учащихся, в соответствии с сегодняшним днем, предполагает изменение человеческого менталитета, ценностных ориентаций, способов деятельности, поведения и образа жизни как в индивидуально-личностном, так и в общечеловеческом масштабе. Все это требует от учителей, в частности обществознания, возможно большего понимания внутреннего мира подростка-юноши: ведь его мировоззрение как система ценностных взглядов на мир может отличаться от миропонимания учителя, как представителя другого поколения. А это часто создает определенные трудности и в процессе обучения, и в процессе общения и даже может привести к определенному непониманию участников педагогического процесса.
Для решения указанной проблемы особое значение приобретает интегративный курс «Обществознание», обладающий колоссальным педагогическим и мировоззренческим потенциалом для реализации важной задачи по формированию политического сознания учащихся в условиях усложнившегося и динамично развивающегося общества.
Данная дисциплина как органическое единство комплекса наук об обществе призвана помочь учащимся выработать и сохранить в нарастающем потоке современной информации, девальвированных ценностей отношение к истинным духовным ценностям. Изучение обществознания рассматривается в концепции обществоведческого образования как «необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению в человеке уникального и неповторимого собственного «Я».
Педагогический аспект проблемы развития политического сознания в процессе формирования мировоззрения учащихся, видится в том, чтобы создать необходимые социально-педагогические условия для осмысления учащимися сложившихся в обществе политических ценностей, понимания их социальной и личностной значимости, для того чтобы учащийся выработал и принял на рациональном, эмоциональном и поведенческом уровнях собственную систему политических взглядов, идеалов и убеждений.
Необходимо подчеркнуть, что в основе логики преподавания общественных дисциплин в отечественной практике лежит модель, ориентированная, прежде всего, на усвоение молодыми людьми необходимых знаний и навыков, а не на развитие у них многоаспектного понимания взаимодействия человека и общества, самостоятельного критического восприятия содержания изучаемого материала. А между тем, следует заметить, что отличительной особенностью обществоведческого образования на Западе и в США является его прикладной характер, в то время как отечественное обществоведение опирается на фундаментальные знания. Практика преподавания общественных наук за рубежом показывает, что курс обществознания представлен там как функциональный, прямо направленный на улучшение общества, как лаборатория по формированию общественного поведения.
Озабоченные состоянием проблемы российские ученые, например, Э.В. Ильенкова, отмечают, что «формальное заучивание знаний может «изуродовать», «искалечить» мышление человека.
Поэтому для усиления практической действенности общественно-политологических знаний в преподавании курса «Обществознание» целесообразно применять следующие дидактические принципы: ориентировочной функции знаний (главное - не знания, а умения ими пользоваться в жизненных ситуациях); управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (действие в зоне ближайшего развития), готовности к дальнейшему развитию (надо стремиться к тому, чтобы никакие изменения в окружающем мире не поставили ученика в тупик; он должен быть готов развивать свои возможности).
Таким образом, проблемы становления правового государства чрезвычайно актуальны на современном этапе демократизациии общества. Одним из решений этой проблемы, представляется правовое воспитание и образование обучающихся на уроках обществознания.
Современная реальность требует от индивида усиления его активности в плане собственного мировоззренческого самоопределения и формирования его общественно-политической позиции для принятия взвешенных решений, определяющих как его собственную судьбу, так и дальнейшую судьбу человечества. Актуальной в этой связи является подготовка учащихся к активной общественно-политической деятельности на благо общества, способности пользоваться правами и выполнять обязанности гражданина. А это связано со сложной проблемой выявления и реализации в этом процессе личного опыта учащихся.

Заключение и вывод

Общественно-политические процессы, вытекающие из реалий современной эпохи, актуализируют потребность мировоззренческого самоопределения личности, в частности в политической сфере, на основе формирования общественно-политических взглядов, идеалов и убеждений личности в условиях этнокультурной среды.
Уроки обществознания дают школьнику в первую очередь представление об устройстве общества, а также знакомят его с основами таких общественных наук, как философия, политология, социологии, социальная психология, правоведение, экономика и др. При этом в рамках школьного курса они рассматриваются не обособленно, а как взаимосвязанные части единого целого.
Обучающиеся посредством политико-правовых знаний на уроках обществознания усваивают не только информацию, но и овладевают базовыми компетентностями. Школьники учатся работать с учебной информацией, проектируют, исследуют, выделяют факты, события, учатся анализировать социальную информацию, разрешают конфликты на основе исторического опыта, развивают способность критического мышления.
Применение политических знаний на уроках обществознания может быть:
В структурных элементах учебного занятия.
Во внеурочной деятельности учащихся.
Структурные элементы учебного занятия.
Значимость проблемы формирования политического сознания учащейся молодежи в процессе формирования научного мировоззрения обусловлена тем, что данная социально-демографическая группа рассматривается не только как демографический, трудовой и кадровый ресурс, но и как ресурс конструирования и воспроизводства политической системы общества. Ведь активное участие молодежи в общественно-политической жизни во многом обусловливает перспективы российского общества как правового, демократического, социального государства.
Педагогический аспект проблемы развития политического сознания в процессе формирования мировоззрения учащихся, видится в том, чтобы создать необходимые социально-педагогические условия для осмысления учащимися сложившихся в обществе политических ценностей, понимания их социальной и личностной значимости, для того чтобы учащийся выработал и принял на рациональном, эмоциональном и поведенческом уровнях собственную систему политических взглядов, идеалов и убеждений.
Первичная политическая социализация начинается с младшего возраста. Концепцией модернизации Российского образования на период до 2020 года определена исключительно роль семьи в воспитании ребёнка. Как ни странно, первые знания о политике ребенок получает от родителей, которые, скорее всего при малолетнем ребенке обсуждают текущие политические события или политических деятелей. Причем не всегда обсуждение это носит спокойный характер, оно происходит чаще дискуссионно, с яркими оценочными характеристиками, особенно если у родителей или родственников разных поколений имеется неодинаковый взгляд на историю или деятельность руководителей государства. Поэтому у ребенка, который в это время присутствует при разговоре, уже закладывается некое отношение к политических явлениям, пусть пока и неосознанное.
Затем вторичная политическая социализация проходит в образовательных учреждениях. В идеале из школьного курса ребенок должен узнать о теории и истории возникновения государств, сущности политики, функционировании политических институтов и роли отдельных личностей в мировой истории, получить­ информацию об истории своей страны во взаимосвязи с общей историей цивилизации. Поскольку школьный курс не может углубленно донести всё накопленное человечеством знание и носит обзорный характер, то в это время для школьника важно выучить хотя бы основные и важнейшие даты, понять причинно-следственные связи, осознать важность всех происходивших ранее процессов и попробовать научиться видеть их отражение в современных школьнику явлениях.
Здесь архиважна роль учителя обществознания. Учителю необходимо заинтересовать фактами, возбудить интерес к поиску дополнительной информации, научить правильно искать информацию (из различных источников на родном и иностранном языке), заложить основы пусть не столько любви, сколько уважения к Отечеству и его истории, научить испытывать гордость за социальные и культурные достижения своей страны. Необходимо с детства прививать культуру мышления, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мыслительной деятельности. Необходимо учить аргументации, ведению дискуссии и полемики, пониманию своих прав и обязанностей.
Таким образом, каждый человек как гражданин своей страны просто обязан формировать у себя основы политических знаний, понимать основные тенденций исторического процесса. Для этого необходимо получить представление о политической жизни в России и за рубежом, о геополитической обстановке и международном положении России; о современных типах политических систем, о влиянии различных политических режимов на жизнь людей. Только на основе полученных базовых общетеоретических знаний можно начинать использовать приобретенные знания для анализа и объяснения событий политической жизни страны и мирового сообщества. Иначе велика вероятность стать объектом манипуляций со стороны тех, кто более тебя понимает в данных процессах.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ