разработка рекомендаций по повышению эффективности использования основных фондов на примере торгового предприятия
Цели и задачи
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по повышению эффективности использования основных фондов на примере торгового предприятия.
Введение и актуальность
Рыбаков Ф.Ф. отмечает, что согласно результатам исследований основных фондов промышленных предприятий, уровень их износа колеблется в районе 40-50%, а экспертная оценка при этом достигает 60%. Это свидетельствует о том, что весомая часть используемого производственного оборудования является физически или морально устаревшей. Многие элементы основных фондов и вовсе являются наследством социализма, но функционируют на предприятиях и в настоящий день. [16, с.188]
Однако в сфере торговли ситуация обстоит иначе, так как создание наиболее обширных торговых сетей приходится на период с 2000х годов и непрерывно развивается. Таким образом, основные фонды торговых компаний являются достаточно молодыми. В связи с тем, что при осуществлении торговли ведется непосредственный контакт с потребителем, предприятия обязаны своевременно следить за тенденциями и технологическими новшествами в занимаемой ими сфере деятельности. Это приводит к более высоким показателям оборачиваемости основных средств в отрасли, однако не исключает прочих проблем в использовании фондов.
Для повышения эффективности использования фондов могут быть использованы два основных направления: экстенсивный и интенсивный. Первый путь направлен на увеличение времени использования основных средств, а второй рассчитан на увеличение их фондоотдачи.
Основными путями оптимизации использования основных средств являются следующие:
усовершенствование структуры основных фондов предприятия, улучшение их состояния (минимизация износа и т.д.);
внедрение системы планирования при использовании основных фондов с целью минимизации износа и наиболее эффективного их использования;
проведение мероприятий, направленных на максимизацию фондоотдачи, производительности труда и других показателей, характеризующих интенсивный тип использования фондов;
создание системы стимулирования при работе с основными фондами, что позволяет увеличить производительность труда при использовании торгового оборудования.
Прежде всего, при работе с основными фондами следует соблюдать все предписания, предусмотренные их производителем. Необходимо использовать их строго по назначению, руководствоваться инструкцией и учитывать рекомендуемый срок эксплуатации объекта.
Таким образом, одной из методик повышения эффективности использования основных фондов является сокращение сроков их эксплуатации. Данная мера позволяет достичь следующих целей:
Повышение скорости обновления основных фондов;
Минимизация степени их износа;
Снижение затрат на ремонт;
Предотвращение повышения себестоимости товаров за счет амортизации.
Срок использования оборудования должен быть наиболее целесообразным. Подобная целесообразность обеспечивается минимизацией трудоемкости использования данных фондов.
Также в наибольшей степени на установление срока эксплуатации влияют затраты на амортизацию и ремонт. На основании этого можно выделить следующий метод оптимизации – уменьшение суммарных затрат по этим статьям.
Если рассматривать большее количество возможных способов повышения эффективности использования основных фондов, можно выделить две группы. К первой относятся рекомендации, выполнение которых не связано с весомыми материальными вложениями. Среди них выделяют следующие положения:
снижение количества нефункционирующего оборудования на предприятии;
минимизация простоев оборудования в зависимости от вызвавших их причин;
повышение коэффициента сменности работы;
планирование использования оборудования, создание графика для достижения ритмичности;
повышения качества работы служб, обслуживающих основные средства;
улучшение системы снабжения и планирования на предприятии;
ориентирование на изменчивость рынка, обеспечение возможности максимально быстрой переналадки оборудования в соответствии с новыми целями;
проведение успешной кадровой политики, в том числе создание в организации системы стимулирования сотрудников.
Ниже также приведена вторая группа рекомендаций, которая, в свою очередь, неразрывно связана с ощутимыми финансовыми вложениями. В данную категорию можно включить:
улучшение технологической базы предприятия;
автоматизация процессов;
улучшение состояния основных фондов и обеспечение высокого качества их обслуживания;
перевооружение предприятия основными фондами.
Все вышеперечисленные способы и пути могут быть разделены на более подробные задачи, решение которых пошагово приблизит предприятие к оптимальному использованию основных средств. Высокая степень эффективности использования основных фондов позволяет достигать лучших экономических результатов при меньших объемах средств, что является прекрасным показателем. Очевидно, что многообразие вариантов по улучшению ситуации с основными фондами в организации позволяет каждому руководителю выбрать наиболее подходящий алгоритм действий, наиболее точно подходящий именно для их компании.
Заключение и вывод
Исходя из проведенного исследования, можно сделать ряд выводов относительно использования основных фондов предприятиями сферы розничной торговли.
Прежде всего, следует отметить чрезвычайную важность основных средств в деятельности организаций и экономике страны в целом. Благодаря эффективному использованию основных фондов предприятие может функционировать в сложных и кризисных внешних условиях.
Основные фонды представляют собой достаточно обширную категорию и поэтому поддаются детальной классификации по таким признакам, как отрасль, вид, принадлежность, тип использования, натурально-вещественный характер и назначение.
Розничная торговля и торговля в целом предполагает несколько иной подход к обращению с основными средствами в отличие от промышленного предприятия. В структуре преобладает недвижимое имущество и оборудование магазинов, а процент производственных машин и инструментов является незначительным.
В сфере торговли эффективность использования основных фондов оценивается как общепринятыми показателями (фондоемкость, фондоотдача, фондовооруженность, фондорентабельность и другие), так и разработанными для сферы торговли (нагрузка на 1 квадратный метр торговой площади, коэффициенты установочной и экспозиционной площади и т.д.)
Для закрепления представленного в работе теоретического материала в работе была проанализирована деятельность акционерного общества «Тандер» и сети магазинов «Магнит». Данное предприятие имеет обширную деятельность и владеет многочисленными дочерними компаниями, однако приоритетное направление – именно розничная торговля преимущественно продуктами питания.
АО «Тандер» имеет внушительную торговую сеть, представленную 20 497 торговыми точками в 3 694 населенных пунктах на территории РФ. Финансовые показатели измеряются сотнями миллиардов рублей, а основные фонды организации ежегодно увеличиваются.
Анализ был произведен на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за 2016-2018 годы. Наблюдается увеличение валюты баланса на 23,71 %, кроме этого значительно возросли краткосрочные обязательства компании, но при этом долгосрочные уменьшились на 36, 471%.
Относительно конечных финансовых результатов важно отметить, что наибольший показатель чистой прибыли отмечается в 2016 году. Этот же показатель в 2018 году составил лишь 63,236% от базисного уровня. Однако выручка имеет стабильный рост – в среднем на 4,5% ежегодно.
Основные фонды предприятия стабильно увеличивались с 2011 по 2017 год, и лишь в 2018 произошло их существенное уменьшение. Но в это же время торговая площадь магазинов сети продолжила расти.
Показатели фондоотдачи, фондоемкости и фондорентабельности имеют нестабильную динамику и в целом остаются на неизменном уровне. Лишь показатель фондовооруженности увеличился почти на 4%. Нагрузка на 1 квадратный метр торговой площади ежегодно уменьшалась, что позволило сделать вывод о неэффективном использовании основных фондов АО «Тандер».
В качестве предложений можно выделить два основных направления. Во-первых, предприятию предлагается увеличить длительность рабочего дня магазинов «Магнит» минимум на 1 час в зависимости от территориальной целесообразности этого решения. По средним расчетам подобная мера может привести к увеличению экономической выгоды более чем на 2 миллиона рублей в год с каждого магазина (для анализа был взят формат супермаркета площадью от 1000 квадратных метров).
Второе предложение заключено в реорганизации торгового пространства, улучшении дизайна и обновлении торгового оборудования. Согласно проведенным в сети пилотным испытаниям, данная рекомендация может привести к увеличению выручки на 13%.
Также важно отметить, что стратегия развития сети «Магнит» предполагает постоянное расширение и внедрение практически во все населенные пункты РФ, что также направлено на постепенное увеличение как основных фондов, так и финансовых результатах деятельности компании.
Таким образом, представленные в работе предложения по увеличению эффективности использования основных фондов способны положительно повлиять на экономическое положение акционерного общества «Тандер» как представителя сферы розничной торговли.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт