разработка рекомендаций по повышению эффективности использования основных фондов на примере торгового предприятия

Цели и задачи

Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по повышению эффективности использования основных фондов на примере торгового предприятия.

Введение и актуальность


Рыбаков Ф.Ф. отмечает, что согласно результатам исследований основных фондов промышленных предприятий, уровень их износа колеблется в районе 40-50%, а экспертная оценка при этом достигает 60%. Это свидетельствует о том, что весомая часть используемого производственного оборудования является физически или морально устаревшей. Многие элементы основных фондов и вовсе являются наследством социализма, но функционируют на предприятиях и в настоящий день. [16, с.188]
Однако в сфере торговли ситуация обстоит иначе, так как создание наиболее обширных торговых сетей приходится на период с 2000х годов и непрерывно развивается. Таким образом, основные фонды торговых компаний являются достаточно молодыми. В связи с тем, что при осуществлении торговли ведется непосредственный контакт с потребителем, предприятия обязаны своевременно следить за тенденциями и технологическими новшествами в занимаемой ими сфере деятельности. Это приводит к более высоким показателям оборачиваемости основных средств в отрасли, однако не исключает прочих проблем в использовании фондов.
Для повышения эффективности использования фондов могут быть использованы два основных направления: экстенсивный и интенсивный. Первый путь направлен на увеличение времени использования основных средств, а второй рассчитан на увеличение их фондоотдачи.
Основными путями оптимизации использования основных средств являются следующие:
усовершенствование структуры основных фондов предприятия, улучшение их состояния (минимизация износа и т.д.);
внедрение системы планирования при использовании основных фондов с целью минимизации износа и наиболее эффективного их использования;
проведение мероприятий, направленных на максимизацию фондоотдачи, производительности труда и других показателей, характеризующих интенсивный тип использования фондов;
создание системы стимулирования при работе с основными фондами, что позволяет увеличить производительность труда при использовании торгового оборудования.
Прежде всего, при работе с основными фондами следует соблюдать все предписания, предусмотренные их производителем. Необходимо использовать их строго по назначению, руководствоваться инструкцией и учитывать рекомендуемый срок эксплуатации объекта.
Таким образом, одной из методик повышения эффективности использования основных фондов является сокращение сроков их эксплуатации. Данная мера позволяет достичь следующих целей:
Повышение скорости обновления основных фондов;
Минимизация степени их износа;
Снижение затрат на ремонт;
Предотвращение повышения себестоимости товаров за счет амортизации.
Срок использования оборудования должен быть наиболее целесообразным. Подобная целесообразность обеспечивается минимизацией трудоемкости использования данных фондов.
Также в наибольшей степени на установление срока эксплуатации влияют затраты на амортизацию и ремонт. На основании этого можно выделить следующий метод оптимизации – уменьшение суммарных затрат по этим статьям.
Если рассматривать большее количество возможных способов повышения эффективности использования основных фондов, можно выделить две группы. К первой относятся рекомендации, выполнение которых не связано с весомыми материальными вложениями. Среди них выделяют следующие положения:
снижение количества нефункционирующего оборудования на предприятии;
минимизация простоев оборудования в зависимости от вызвавших их причин;
повышение коэффициента сменности работы;
планирование использования оборудования, создание графика для достижения ритмичности;
повышения качества работы служб, обслуживающих основные средства;
улучшение системы снабжения и планирования на предприятии;
ориентирование на изменчивость рынка, обеспечение возможности максимально быстрой переналадки оборудования в соответствии с новыми целями;
проведение успешной кадровой политики, в том числе создание в организации системы стимулирования сотрудников.
Ниже также приведена вторая группа рекомендаций, которая, в свою очередь, неразрывно связана с ощутимыми финансовыми вложениями. В данную категорию можно включить:
улучшение технологической базы предприятия;
автоматизация процессов;
улучшение состояния основных фондов и обеспечение высокого качества их обслуживания;
перевооружение предприятия основными фондами.
Все вышеперечисленные способы и пути могут быть разделены на более подробные задачи, решение которых пошагово приблизит предприятие к оптимальному использованию основных средств. Высокая степень эффективности использования основных фондов позволяет достигать лучших экономических результатов при меньших объемах средств, что является прекрасным показателем. Очевидно, что многообразие вариантов по улучшению ситуации с основными фондами в организации позволяет каждому руководителю выбрать наиболее подходящий алгоритм действий, наиболее точно подходящий именно для их компании.

Заключение и вывод


Исходя из проведенного исследования, можно сделать ряд выводов относительно использования основных фондов предприятиями сферы розничной торговли.
Прежде всего, следует отметить чрезвычайную важность основных средств в деятельности организаций и экономике страны в целом. Благодаря эффективному использованию основных фондов предприятие может функционировать в сложных и кризисных внешних условиях.
Основные фонды представляют собой достаточно обширную категорию и поэтому поддаются детальной классификации по таким признакам, как отрасль, вид, принадлежность, тип использования, натурально-вещественный характер и назначение.
Розничная торговля и торговля в целом предполагает несколько иной подход к обращению с основными средствами в отличие от промышленного предприятия. В структуре преобладает недвижимое имущество и оборудование магазинов, а процент производственных машин и инструментов является незначительным.
В сфере торговли эффективность использования основных фондов оценивается как общепринятыми показателями (фондоемкость, фондоотдача, фондовооруженность, фондорентабельность и другие), так и разработанными для сферы торговли (нагрузка на 1 квадратный метр торговой площади, коэффициенты установочной и экспозиционной площади и т.д.)
Для закрепления представленного в работе теоретического материала в работе была проанализирована деятельность акционерного общества «Тандер» и сети магазинов «Магнит». Данное предприятие имеет обширную деятельность и владеет многочисленными дочерними компаниями, однако приоритетное направление – именно розничная торговля преимущественно продуктами питания.
АО «Тандер» имеет внушительную торговую сеть, представленную 20 497 торговыми точками в 3 694 населенных пунктах на территории РФ. Финансовые показатели измеряются сотнями миллиардов рублей, а основные фонды организации ежегодно увеличиваются.
Анализ был произведен на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за 2016-2018 годы. Наблюдается увеличение валюты баланса на 23,71 %, кроме этого значительно возросли краткосрочные обязательства компании, но при этом долгосрочные уменьшились на 36, 471%.
Относительно конечных финансовых результатов важно отметить, что наибольший показатель чистой прибыли отмечается в 2016 году. Этот же показатель в 2018 году составил лишь 63,236% от базисного уровня. Однако выручка имеет стабильный рост – в среднем на 4,5% ежегодно.
Основные фонды предприятия стабильно увеличивались с 2011 по 2017 год, и лишь в 2018 произошло их существенное уменьшение. Но в это же время торговая площадь магазинов сети продолжила расти.
Показатели фондоотдачи, фондоемкости и фондорентабельности имеют нестабильную динамику и в целом остаются на неизменном уровне. Лишь показатель фондовооруженности увеличился почти на 4%. Нагрузка на 1 квадратный метр торговой площади ежегодно уменьшалась, что позволило сделать вывод о неэффективном использовании основных фондов АО «Тандер».
В качестве предложений можно выделить два основных направления. Во-первых, предприятию предлагается увеличить длительность рабочего дня магазинов «Магнит» минимум на 1 час в зависимости от территориальной целесообразности этого решения. По средним расчетам подобная мера может привести к увеличению экономической выгоды более чем на 2 миллиона рублей в год с каждого магазина (для анализа был взят формат супермаркета площадью от 1000 квадратных метров).
Второе предложение заключено в реорганизации торгового пространства, улучшении дизайна и обновлении торгового оборудования. Согласно проведенным в сети пилотным испытаниям, данная рекомендация может привести к увеличению выручки на 13%.
Также важно отметить, что стратегия развития сети «Магнит» предполагает постоянное расширение и внедрение практически во все населенные пункты РФ, что также направлено на постепенное увеличение как основных фондов, так и финансовых результатах деятельности компании.
Таким образом, представленные в работе предложения по увеличению эффективности использования основных фондов способны положительно повлиять на экономическое положение акционерного общества «Тандер» как представителя сферы розничной торговли.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ