Психическая ригидность и профессиональное самоопределение лиц юношеского возраста.

А. В. Деянова и Г. П. Юрьева в результате своего исследования приходят к выводу, что более чем 30% обучающихся десятиклассников имеют слабо выраженные профессиональные интересы. А у обучающихся одиннадцатых классов данный показатель составляет всего 7%. Т.е. у учеников одиннадцатых классов процесс профессионального самоопределения проходит успешнее [16].
Г. К. Байгажанова считает, что главными факторами определяющие профессиональное самоопределение юношества делятся на 2 группы: субъективные и объективные. К субъективным относятся интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным — уровень подготовки и успеваемости, состояние здоровья, информированность о мире профессий, уровень социума в котором рос и развивался человек. Часто решающий выбор профессии принимается под влиянием родственников, друзей, товарищей или при наличии определенного учебного заведения в месте проживания или ближайшем пункте населения, при этом способности и склонности юноши отходят на второй план [7, c. 30].
И. А. Гришина выявила, что на внутренние условия личностно-профессионального самоопределения в юношеском возрасте может иметь влияние активное участие студентов – первокурсников в проектной деятельности. Так, студенты, активно участвовавшие в проектной деятельности, сделали большие скачки в понимании особенностей получаемой профессии, необходимых для успешной профессиональной самореализации качеств, способностей и умений, своих сильных и слабых сторон, путей самообразования и т.д. [15, c. 38].
Е. Е. Чернухина и Е. В. Мартынова пришли к выводу, что в основе профессионального самоопределения юношества лежат в большей степени прагматичные установки. Значительная категория студентов рассматривают полученную профессию как трамплин к дальнейшей смене профессиональной сферы деятельности, профессиональное самоопределение в процессе учебы носит неустойчивый характер и не определяет стратегию дальнейшего профессионального развития [49, c. 30].
В. К. Боткова и Е. И. Григорьева считает, что процесс профессионального самоопределения молодежи заключается в развитии профессиональных и личностных навыков индивида с целью построения успешной карьеры на основе определения векторов будущего развития, этапов достижения намеченных целей и продвижения по службе, которые непосредственно связываются с целями, стратегией, планом развития и требованиями организации [14, c. 71].
Профессиональное самоопределение – это важный этап становления и развития личности. Это процесс и результат формирования готовности молодого поколения к самостоятельному планированию, реализации и коррекции своего образовательно-профессионального маршрута. Его способность найти внутренние и внешние проблемы саморазвития, уметь владеть ресурсами помощи и защиты в обнаружении и преодолении ограничителей свободы профессионального выбора. Каждый человек юношеского возраста сталкивается с проблемой определения своего отношения к профессии, анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений и устремлений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов, тема профессионального самоопределения студенческой молодежи является по-настоящему актуальной.
Таким образом, мы видим, большинство людей юношеского возраста относятся к выбору профессии серьезно и ответственно, они осознают важность своего выбора. Профессиональное самоопределение – это часть всестороннего и гармоничного развития личности, она активно взаимодействует с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности. Профессиональное самоопределение – это постепенное формирование у подрастающей личности внутренней готовности осознанно и самостоятельно планировать и осуществлять стратегию профессионального выбора и своего дальнейшего развития. В процессе профессионального самоопределения можно выделить 2 группы факторов влияющих на него: объективные и субъективные. К объективным относятся воспитание, условия жизни, материальные возможности, среда. К субъективным — интересы, способности, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие личностные особенности.
Характер взаимосвязи психической ригидности и профессионального самоопределения лиц юношеского возраста

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ