Взаимодействие семьи и библиотеки в формирование читателя-ребенка

Необходимо вовремя научить ребёнка любить чтение, увлечь его книгой. Для этого родителям необходимы знания по вопросам семейного чтения и руководства детским чтением. Свою задачу библиотекари видят в том, чтобы помочь первым и вооружить необходимыми знаниями, развить мотивы руководства чтением детей у вторых. На практике это заключается в информационно-методической поддержке родителей как руководителей семейного и детского чтения.
Библиосоциальная работа с семьей, должна начинаться с выработки стратегии, т.е. определения и реализации долговременных, наиболее важных целей и задач. Среди первоочередных планируется и реализуется глубокое изучение самой проблемы в широком масштабе. Важно обратить внимание на дифференциацию семьи по категориям (молодая семья, вторичная, неполная, однополая, многодетная, бездетная, пожилая и так далее). Это поможет правильно выстроить работу между семьей и библиотекой [11].
Работа с семьей должна носить комплексный характер, сочетать в себе такие направления, как организация досуга и информационная деятельность. Рассматривая информационную деятельность, то её содержанием должны быть хорошо продуманные формы, в которых отражаются большинство проблем существования семьи. Большинство же из них возникает из-за неумения правильно организовать внутрисемейное общение, взаимоотношения с окружающей средой, то есть из-за отсутствия у ее членов определенных занятий. Опираясь на этот аспект в работе в библиотеке можно проводить как различные массовые мероприятия – лекции, беседы, проблемные обсуждения и др., так и частные консультации с приглашенными специалистами.
Библиотечная работа с семьёй многообразна. Можно выделить в ней четыре аспекта. Во-первых, библиотеки организуют автономное обслуживание детей и взрослых, но периодически проводят мероприятия семейной тематики — для семьи в целом или для взрослых, детей, юношества отдельно. Во-вторых, некоторые библиотеки работают по принципу семейного формуляра, стремясь увлечь семью чтением, привлечь в состав читателей максимальное количество семей и их членов. В-третьих, библиотеки функционируют в качестве учреждений семейного отдыха. Основные усилия библиотекарей в этом случае сконцентрированы на организации вечеров, фольклорных праздников, чаепитий, встреч с интересными людьми. В-четвёртых, библиотеки определяют целью своей деятельности развитие семейного общения посредством книги, оказывают практическую помощь по возрождению традиций чтения вслух, рассказывания, совместного обсуждения прочитанного материала [8].
Практика показывает, что большинство библиотек семью как цельное явление воспринимают лишь при проведении массовых мероприятий, тогда как в непосредственном обслуживании семья распадается на отдельных читателей. Кроме того, многие читатели не желают воспринимать библиотеку как учреждение для семьи и посещать её совместно. В качестве причин такого отношения называются следующие факторы: сложное положение семьи, не воодушевляющее на чтение; невысокий престиж библиотекаря; бедный библиотечный фонд; невозможность использования в библиотеке современных информационных технологий; удалённость её от дома. Зачастую библиотекарь не вызывает доверия как человек, которого можно принять в свою семью. Если семейное чтение организует детская библиотека, то библиотекарь неизвестен большинству взрослых членов семьи. Но зачастую и во взрослой библиотеке отсутствует индивидуальное общение между библиотекарем и читателем [8].
Деятельность большинства библиотек, организующих процесс семейного чтения, показывает, что их сотрудники осознают необходимость использования в работе с семьёй принципиально иных психолого-педагогических подходов, чем в работе с группой родственно не связанных читателей. Правила же обращения с семьёй библиотекари знают не всегда.
Например, отрицательно влияет на библиотечное мероприятие взаимоконтроль членов семьи, проявляющийся на уровне взгляда, мимики, жестов, произносимых слов. Между тем способы устранения подобных ситуаций есть. В зарубежных библиотеках сотрудники считают, что при семейном посещении библиотек фактором, повышающим интерес и внимание, является рассредоточение членов семьи в аудитории. Кроме того, мероприятия рекомендуется начать с адаптации участников: им предлагается походить, присмотреться к оформлению аудитории и друг к другу, выбрать удобное место и предпочитаемого для общения партнёра, то есть организаторы должны способствовать установлению атмосферы психологической комфортности.
Работа с семьей должна вестись дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок или подросток пользуется библиотекой. Взаимодействие библиотекаря и родителей начинается с глубокой индивидуальной работы с каждым членом семьи, пришедшим в библиотеку. Во время первого посещения родителями и детьми с ними проводятся индивидуальные беседы о правилах пользования библиотекой, выявляются интересы ребёнка, читательские предпочтения, что позволяет в дальнейшем предлагать интересующую их литературу.
Формы работы с родителями и детьми разнообразны: это семейные праздники, конкурсы, акции, День открытых дверей, литературно-музыкальная гостиная, родительские собрания, выставки книг, детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям, семейная библиотечная газета, анкета для родителей, информационные буклеты, фотовыставки и многое другое. Такие мероприятия способствуют созданию позитивной, радостной атмосферы и эмоциональному сближению в семье.
У родителей и библиотеки имеются свои средства воздействия на читателя ребенка. Библиотека, предлагая формы и методы работы с семьей, позволяет расширить сферу воздействия семьи на процесс чтения, на приобщение детей к книге.
Создание системы детского семейного чтения и досуга являются одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Библиотека для ребенка и его семьи является необходимым учреждением с особой духовно-книжной средой, способствующей вхождению растущей личности в культуру мира [12].
Взаимодействие библиотеки и семьи – это гарантия воспитать ребенка с помощью книги, научить его, а заодно и родителей, любить читать, вырастить ребенка вдумчивым творческим читателем. Книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, будут созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума, эстетического восприятия мира, нравственности ребенка. Важно не растерять эту связь библиотеки, семьи и книги, а всеми доступными нам способами укреплять ее так, чтобы чтение стало делом семейным. Читающая семья является связующим звеном библиотеки с обществом. Работа с семьей помогает библиотекарям выйти из круга профессиональных проблем на уровень социального партнерства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ