провести анализ журнала «Фома», как образца православного журнала

Цели и задачи

Введение и актуальность


Программа издания – это более конкретный документ, объединяющий характеристики редакции. Программа издания естественным образом взаимосвязана с миссией. Все характеристики так или иначе отвечают идеологии, а значит вписываются в основную концепцию и являются её элементами. Программа издания состоит из обязательного раздела и факультативного. В обязательный раздел входят те характеристики, которые необходимы для регистрации СМИ и указываются в заявлении:
Сведения об учредителях
Название СМИ
Язык издания
Адрес редакции
Форма периодического распространения массовой информации
Предполагаемая территория распространения продукции СМИ
Предполагаемая периодичность
Источники финансирования
Несомненно, все эти признаки напрямую связаны с общей концепцией. Учредители и источники финансирования определяют характер издания. Частные лица или муниципальные органы – от этого зависит будущий формат.
Название – одна из важнейших характеристик для миссии, ведь это лицо издания, его имя, которое и будет концентрировать на себе внимание и становиться брендом, именно под названием происходит становление издания на рынке.
Формат, периодичность и территория распространения – во многом отвечают целевой аудитории, которая разделит миссию и основную идеологию. В этот же обязательный раздел входит и специализация, как широкая, так и узкая. К широкой специализации относятся экономические издания, политические, посвященные культуре. К узкоспециализированным – профессиональные: для бухгалтеров, моряков, фермерови т.д.
Описание некоторых из обязательных характеристик включают в программу миссии. Все параметры оговариваются в момент создания и утверждения концепции.
Факультативный раздел программы включает в себя:
Описание целевой аудитории
И описание целевого назначения
Целевая аудитория – одна из основных характеристик, которым отвечает концепция.На данный момент таргетирование аудитории становится очень сложным процессом. В учебном пособии «Система средств массовой информации России» эксперты кроме привычных гендерных факторов, возрастных и социальных выделяют также сегментацию по типу сознания, жизненным ориентациям и ценностям, отношению к миру идей, моде и новациям.
Аудиторный фактор определяет не только идейные задачи, но и влияет на процесс бизнес-планирования. Редакционный коллектив обязан следить за всеми процессами, новостями и событиями, в которых участвуют или которыми интересуются представители целевой аудитории. Сотрудники издания должны понимать, каким образом общая концепция и конкретные материалы взаимодействуют с читателем. И, конечно, необходимо понимать, кто твой читатель, чем он живет и что хочет видеть на страницах журнала или газеты.
Целевое назначение – это достаточно конкретная характеристика, которая ориентирует не только читателей, но и коллектив редакции. В этом пункте прописывается набор функций конкретного издания, то есть будет ли оно сугубо информационным или развлекательным или станет научно-просветительским. Целевое назначение напрямую определяет само издание, максимально конкретизирует задачи и ставит четкие рамки в жанровом наполнении.
Комплекс моделей периодического издания объединяет все основные характеристики, он генерируется, основываясь на определенных факторах, в первую очередь, на целях и задачах издания, а также ориентируется на миссию и прописанные в ней ценности.
В своей работе «Газета: вчера, сегодня, завтра» Гуревич С.М. говорит о важности моделирования работы редакции так: «Под моделью мы понимаем упрощенный аналог какого-либо реального объекта – предмета, явления, процесса. Воспроизводя с помощью модели структуру, качество, работу объекта, можно понять особенности его деятельности и реальные возможности. В журналистике модель становится образцом, в котором концентрируется опыт передовых редакционных коллективов, качества лучших периодических изданий. Моделирование экономит время и силы журналистов, упрощает процесс управления коллективом. Значение моделирования резко возросло с использованием в редакции электронной техники, без разработки модели периодического издания его выпуск становится невозможным».
Таким образом, мы можем подтвердить, что комплекс моделей - это инструментарий концепции, а моделируя издание стоит учитывать массу факторов, так как от этого зависит эффективность функционирования проекта и его конечная реализация, а также конкурентоспособность и мобильность.
Комплекс моделей включает в себя содержательную, оформительскую и организационную модели, которые отвечают различным функциям и потребностям издания.
Содержательная модель регламентирует темы и жанры, которые смогут появиться на страницах издания. Это важнейший инструмент по контролю над контентом. Сформулированные требования к содержанию позволяют четко и однозначно выделить ту тематику материалов, которые отвечают концепции, а также определить их жанр и характер подачи. Именно с помощью этого инструмента редакция безошибочно находит новости, отвечающие концепции, и преподносит их именно так, как того требует характер издания.
Кроме того, содержательная модель определяет настроение контента, рисуя тем самым образ издания в глазах аудитории. Вечно недовольное действительностью, обсуждающее исключительно проблемные стороны, ищущее виноватых, обвиняющее издание или наоборот: позитивный, открытый, ненавязчивый журнал, темами которого становятся массовые интересы в сферах кино, моды, музыки.
Организационная модель включает в себя описание структуры редакции: отделы, редакторы, журналисты, должностные обязанности и ответственность. Для концепции этот инструмент служит распределителем задач. В организационной модели могут быть перечислены профессиональные характеристики и навыки сотрудников их человеческие качества, политические взгляды, социальные установки. Такой подход позволяет максимально эффективно настроить редакционный коллектив на волну, отвечающую концепции.
Социологи рассматривают редакцию, во-первых, как малую социальную группу – коллектив, объединенный общностью целей и интересов его членов, с особыми, специфичными для него связями и отношениями. И, во-вторых, что особенно важно, как саморазвивающуюся систему. Как любая система, она представляет собой совокупность, объединение различных элементов, каждый из которых обладает своими качествами и соответствующими им возможностями. При объединении этих элементов система приобретает новые «интегративные качества», обретает новые свойства и возможности.
Следуя организационной модели, коллектив редакции формируется в максимально эффективную команду, которая разделяет все идейные ценности и осознает задачи максимально цельно. Таким образом, в молодежном издании будут работать активные, позитивно настроенные молодые специалисты, а на либеральном канале профессионалы, разделяющие определенные политические убеждения. Это избавит редакторов от обязанности постоянно отвечать на вопросы сотрудников зачем, как и почему.

Заключение и вывод


Создатели «Фомы» — журналисты Владимир Легойда и Владимир Гурболиков. С изданием в разные годы сотрудничали многие известные журналисты и эксперты.
Журнал выходит ежемесячно тиражом 25 000 экз. и распространяется в храмах Русской Православной Церкви. Его также можно приобрести в печатных киосках или оформить на него подписку.
Журнал «Фома» включен в перечень социально значимых изданий для проведения подписной кампании (с 2016 года).
Издательский дом «Фома» — лидер подписки на 1 полугодие 2016 года.
Редакторы "Фомы" полагают, что основным критерием православного журнала является "христоцентричность". В этом смысле многие журналы просто не выдерживают никакой критики. Они рассказывают о величии России, об ужасах Запада и т. д. Содержательная ценность таких изданий под вопросом, поскольку не очень понятно, как они могут помочь строить христианскую жизнь на принципах превратно понятой идеологии ультрапатриотизма.
"Нескучный сад" к миссионерской направленности добавляет более практическую, о чем прямо говорит его подзаголовок "православный журнал о делах милосердия". Он пытается выступать коллективным организатором благотворительной деятельности, задействуя, в том числе, и интернет-ресурсы. Журнал не просто зазывает людей в лоно церкви. Он призывает их к конкретным делам. Например, имеется сайт "Miloserdie.ru", полностью посвященный благотворительности, он непосредственно связывает людей, которые нуждаются в помощи с теми, кто может ее оказать. Вокруг сайта собралось уже целое сообщество добровольцев.
Спонсоры, сами бизнесмены, способны помочь не только деньгами. Они могут дать совет в области ценовой политики, оказать ценную организационную помощь в продвижении журнала к читателям. Например, однажды один из друзей журнала, расспросив о том, как идут дела журнала, посоветовал почти в два раза увеличить цену, по которой "Фома" уходит к оптовым покупателям. Главный редактор пытался доказать, что повышение цены приведет к исчезновению журнала. Однако спонсоры настояли на своем. Цены поднялись, но вместе с ними, как это ни поразительно, увеличились и продажи. Другой пример: один из друзей журнала "Фома" - владелец кадрового агентства, у него порядка 650 постоянных клиентов. В этом году он их всех за свой счет подписал на "Фому". Единственное, что остается сделать теперь, это обзвонить их в сентябре с вопросом, получают ли они журнал, и в декабре - во второй раз, с вопросом, будут ли они продлевать подписку. По его прогнозам, результатом этой акции может стать 60 дополнительных подписок. Это достаточно смелый ход, к тому же, требующий определенных ресурсов. Ход в нормальной маркетиновой логике, но который просто не приходил в голову издателям, сосредоточенным на своем предмете. Спонсоры таких изданий обычно не пытаются влиять на содержание журнала, а если и пытаются, то им обычно довольно легко отказать.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ