Проектное управление как инструмент повышения качества государственного и муниципального управления

Цели и задачи

Цель исследования: изучить теоретические аспекты применения проектного управления в органах муниципального управления и разработать рекомендации по совершенствованию проектной деятельности в муниципальных образованиях.

Введение и актуальность


Исходя из вышеизложенного, заметим, что сфера государственного и муниципального управления является одной из приоритетных по использованию методов и приемов проектного менеджмента. К сожалению, понимание этого потенциала и методологии управления проектами в соответствующих кругах недостаточно. Для многих органов государственного и муниципального управления проектный метод остается достаточно неизвестным направлением в методике управления. Большинство из них все еще предпочитают традиционным подходам в управлении. Они используют или устаревшие командно-административные методы управления, или единичные новейшие подходы функционального менеджмента. Что касается первых командно-административных методов управления, то они прекращают свое существование, однако остаются доминантными в управлении учреждений органов власти. Что касается вторых методов функционального менеджмента, то они являются прерогативой управления вновь созданных или реорганизованных организаций.
2 Опыт внедрения проектного управления в государственном и муниципальном управлении

Заключение и вывод

Подводя итоги проведенному исследованию, можем сделать следующие выводы.
1) Проектное управление является одной из наиболее актуальных и прогрессивных управленческих технологий, которая продолжает быстро развиваться. Направлений применения концепции проектного управления очень много, и они могут охватывать практически все сферы человеческой жизни, в том числе и публичное (государственное и муниципальное) управление.
Теоретическое обоснование термина «проектное управление» не встречается ни в одном действующем нормативно-правовом акте. С учетом внешних факторов и специфики социально-экономического развития наиболее приемлемым является комбинированный подход к применению проектного управления: проектное управление – наиболее удобная форма планирования и оценки эффективности государственных и региональных (муниципальных) программ и проектов с возможностью постоянной корректировки (управленческая деятельность); четко обоснованный понятийный аппарат, цикличная структура управленческих процессов (теория организации и управления); механизм применения проектного подхода (выраженные инструментарий и методика организации проектов).
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, разработанных для достижения определенных целей на протяжении заданного времени при установленных ресурсных ограничениях. При этом основная цель реализации проекта заключается в достижении желаемого результата в пределах определенного срока при заданных условиях.
2) Одним из передовых субъектов РФ в части внедрения проектного управления является Белгородская область, которая опережает в этой сфере большинство других регионов страны, хотя и не относится к числу самых развитых и благополучных субъектов. Что же касается Свердловской области, то располагая шестой по величине региональной экономикой России и будучи политическим «ядром» Урала, она отстает в проектном управлении от Белгородской области.
И хотя структура проектных органов Свердловской области и нормативно-правовая база на региональном уровне выстроены вполне адекватно и в целом соответствуют примеру Белгородской области, однако эффективность функционирования сложившейся системы остается на недостаточно высоком уровне, что приводит к отставанию уральского региона от менее экономически развитой Белгородской области. Это объясняется отклонением от правил проектного управления при формировании государственных программ и приоритетных региональных проектов (программ), отсутствием данных документов по ряду стратегических направлений развития РФ, а также дефицитом квалифицированных в области проектной деятельности государственных служащих. Устранение подобных нарушений, обучение кадров и разработка дополнительных проектов при использовании всего потенциала созданной на региональном уровне структуры проектных органов и нормативной базы позволят вывести проектное управление в Свердловской области на качественно новый уровень.
3) Проекты местного самоуправления – это проекты стратегического развития муниципального образования, которые выполняются по заказу органов местного самоуправления и реализуются с привлечением государственных и негосударственных источников финансирования и организаций-участников. Основные особенности проектов местного самоуправления связаны с их целевой ориентацией на решение социально-экономических проблем муниципального образования.
Интерес к проектному управлению растет и на муниципальном уровне, однако пока еще в подавляющем большинстве муниципальных образований не осознаны преимущества данного способа организации деятельности власти и непонятны технологии его внедрения в практику. Что обосновывается, как отсутствием действенного механизма мотивации муниципальных служащих, так и отсутствием теоретических знаний и практических навыков. Сложившаяся ситуация требует скоординированной деятельности по осуществлению методологической поддержки процессов подготовки проектов местного самоуправления и уровня проектной зрелости органов местного самоуправления, в частности путем налаживания систематической работы и регулярного оценивания уровня проектных компетенций служащих ОМС и выявление приоритетных направлений их улучшения через обучение, организации разработки инструктивно-методических документов, которые приобретут статус локальных или национальных стандартов проектного управления, создании проектных офисов и накопления передового опыта реализации проектной деятельности.
4) Показано, что инновационность проекта местного самоуправления имеет субъектную ориентированность, то есть определяется для конкретного субъекта-пользователя продукта проекта (населения, территории, органа местного самоуправления), с учетом чего предложено следующее толкование инновационности проекта местного самоуправления: субъектно-ориентированная характеристика проекта, которая базируется на потенциале получения от проекта обоснованно определенного нового качества деятельности, что предопределяет уровень ценности проекта для его заинтересованных сторон. Исходя из содержания миссии местного самоуправления, как целевые эффекты проектов местного самоуправления можно выделить финансово-экономические, социальные, экологические, управленческие, политические эффекты.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ