Процессуальное равенство граждан и организаций в административном судопроизводстве.

Цели и задачи

Целью данного исследования является комплексное изучение процессуального равенства граждан и организаций в административном судопроизводстве.

Введение и актуальность


В частности, лица, участвующие в деле, вправе направлять в суд заявления, ходатайства, иные документы, связанные с рассмотрением административного дела, в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте суда в сети Интернет в порядке, установленном Верховным Судом РФ, представлять в суд сведения в виде электронных документов, изготовленных ими либо иными лицами, органами, организациями. Они также вправе по их ходатайству получать с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен) в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.
Важно подчеркнуть, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влекут за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС РФ.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные КАС РФ, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с КАС РФ. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС РФ.
Граждане и организации могут выступать в административном судопроизводстве как административный истец или административный ответчик.
Согласно ч. 2 ст. 38 КАС РФ административный истец – это лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Административный ответчик – это лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. В определенных КАС РФ случаях административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
Также граждане и организации могут выступать в административном судопроизводстве в качестве заинтересованных лиц.
Заинтересованные лица – это лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Они вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Они схожи по своему статусу с третьими лицами в гражданском судопроизводстве по ГПК РФ и АПК РФ. Однако КАС РФ прямо не выделяет третьих лиц как участников административного судопроизводства.
Граждане и организации, участвуя в административном судопроизводстве обладают административной процессуальной правоспособностью и административной процессуальной дееспособностью.
Административная процессуальная правоспособность как способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности признается в равной мере за всеми гражданами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями (ч. 1 ст. 5 КАС РФ).
Возникновение административной процессуальной дееспособности как способности своими действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности, различается в зависимости от вида субъекта.
В полной мере она принадлежит дееспособным гражданам, достигшим возраста 18 лет, общественным объединениям, религиозным и иным организациям. Несовершеннолетние граждане в возрасте от 16 до 18 лет и граждане, ограниченные в дееспособности, обладают административной процессуальной правоспособностью в рамках тех административных дел, в которых они могут участвовать самостоятельно в соответствии с законом.

Заключение и вывод


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Административное судопроизводство является видом судебной деятельности, урегулированным административным процессуальным законодательством, направленным на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений с целью защиты прав граждан и организаций и реализацию других задач административного судопроизводства.
Деятельность всех судов в рамках административного судопроизводства осуществляется на основе определенных принципов, то есть основополагающих начал, характеризующих и определяющих правовое регулирование и правоприменение. Одним из основных принципов производства по делам об административных правонарушениях является принцип равенства всех перед законом и судом.
Граждане и организации входят в основную группу участников административного судопроизводства – лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, наделены с целью защиты их прав и охраняемых законом интересов возможностью принимать активное участие в административном судопроизводстве при рассмотрении судом всех материально-правовых и процессуально-правовых вопросов по делу.
Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан – независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций – независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.
Основная идея принципа равенства всех перед законом и судом состоит в том, что в отношении всех граждан и юридических лиц применяются единые материальные и административно-процессуальные нормы.
Граждане в рамках административного судопроизводства обладают равной административной процессуальной правосубъектностью, которая включает в себя административную процессуальную правоспособность и административную процессуальную дееспособность. Институт административной процессуальной правосубъектности реализуется в административных процессуальных правоотношениях и в отношении организаций.
Судебный порядок рассмотрения дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, предполагает обязанность суда по созданию на всех стадиях административного судопроизводства равных условий для осуществления принадлежащих им процессуальных прав.
Однако реализация принципа равенства на практике сталкивается с определенными проблемами, связанными как с несовершенством законодательства, так и с проблемами правоприменения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ