Адаптация первокурсников к обучению в вузе

По мнению А.К. Гришанова и В.Д. Цуркан под адаптацией студента следует понимать «процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды». А. В. Сиомичев полагает, что «адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения».
Каждому преподавателю высшего учебного заведения из собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов, педагогическое общение с ними имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами. У значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что тесно связано с личностными качествами самих студентов, новой социальной средой, новыми условиями жизни (для иногородних студентов).
Специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения в средней и высшей школах, резкой сменой содержания и объёма учебного материала, специфичными для вуза видами занятий. Первокурсники часто не имеют сформированных навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения учебной программой высшего образования. В частности, отсутствуют навыки самостоятельной учебной деятельности, не умеют конспектировать материал лекции, работать с литературой, первоисточниками. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе.
Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов обучения. Также трудности адаптационного периода обусловлены новыми нормами поведения в вузе и взаимоотношениями «преподаватель-студент», слабой профессиональной ориентацией, неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой к ней.
Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе. В зависимости от того, сколько времени может занять адаптация, зависят настоящие и будущие успехи студентов.
Традиционно выделяют профессиональную адаптацию и социально-психологическую. Профессиональная адаптация характеризуется приспособлением к содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и научно-исследовательской деятельности. Социально-психологическая адаптация предусматривает приспособление студента к группе и взаимоотношениям внутри группы, выработке собственного стиля поведения.
Процесс адаптации первокурсников часто сопровождается повышенным уровнем тревоги, агрессивным или неуверенным поведением, соперничеством в группе, конфликтным поведением. В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе выступают: определение среди студентов «группы риска», в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы; понимание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода и изменение характера их восприятия; освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем; развитие мотивов учебной деятельности; осознание правильности сделанного профессионального выбора. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, которые не вызывали бы ощущение внутреннего дискомфорта и блокировали возможность конфликта со средой.
При работе с первокурсниками особое внимание необходимо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную адаптацию к вузовской жизни: информирование студентов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей; консультативная помощь психолога; организационная работа куратора; помощь преподавателей в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов. Для успешной адаптации студентов необходимо создание атмосферы психологической комфортности, разработки механизма социальной защиты интересов студентов.
Одним из важных моментов адаптационного периода является совместная работа куратора группы и психолога. От психологического климата в группе, от того, насколько студентам комфортно во время занятий и во взаимодействии с педагогами и одногруппниками зависит успех адаптации студентов в новом коллективе.
С целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности необходимо проведение психологом психологической диагностика студентов. В зависимости от ее результатов следует проводить индивидуальные консультации, беседы со студентами по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, оказывать помощь в улучшении межличностных отношений. Результатом такого совместного сотрудничества будет являться улучшение адаптационных возможностей студентов к условиям обучения в вузе.
В целях сплочения студенческого коллектива куратору необходимо проводить мероприятия, которые помогут первокурсникам лучше узнать друг друга: организовывать походы в кино, театр, проведение игр КВН, брейн-рингов, традиционного «Посвящения в студенты», «День здоровья» и др.). Для профессиональной адаптации первокурсников важно проводить тематические часы общения, посвященные будущей профессии. Такие мероприятия могут принести значительный успех, и к концу первого семестра обучения снижается уровень тревожности, появляется благоприятный климат в группе и студенты чувствуют себя более спокойно и уверенно в новом коллективе. В ходе реализации программы по адаптации студентов к условиям обучения в вузе большое значение имеет работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению профессионально важных качеств будущего специалиста.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ