Процесс профессионального и личностного саморазвития взрослого человека

Цели и задачи

Целью данной работы является рассмотрение проблемы саморазвития личности в период взрослости.

Введение и актуальность


Б.Г. Ананьев также рассматривал человека как субъекта труда, общения и познания, а впоследствии – субъекта жизненного пути. При этом большая роль отводилась балансу взаимовлияния экстериоризации и интериоризации. В процессе интериоризации внешние действия переходят во внутренние, это происходит не только в процессе учения, но и всеми способами накопления жизненного и трудового опыта. Во втором процессе происходит процесс созидания, замыслы воплощаются в реальность, программы и планы реализуются [1, с. 56].
Бесспорным является тот факт, что без планов и целей жизнь просто потеряет свой смысл. При этом в течение жизни жизненные планы и цели неоднократно меняются, этот процесс начинается уже в школьном возрасте и во многом зависит от системы ценностей человека. В этом отношении можно подчеркнуть роль воспитания и семьи в самореализации человека. Многие подростки со временем начинаю понимать, что их планы могут не соответствовать их способностям и возможностям и кого-то это побудит искать другие пути, а кто-то просто будет плыть по течению. Здесь мы опять приходим к мысли о развитии личности в процессе жизненного пути.
Рассуждая о развитии личности в жизненном пути, необходимо также сказать о концепции К.А. Абульхановой-Славской, которая анализировала человеческое бытие и выделила единицы анализа жизненного пути. Это жизненная позиция – обобщенный ценностный смысл жизни, жизненная линия – изменение жизненной позиции во времени, смысл или концепция жизни – ценностный способ целеполагания. Человек кроме того наделен ответственностью, он должен уметь регулировать, организовывать свой жизненный путь, быть активным и формировать свою жизненную позицию. Человек должен понимать, что жизнь – это не просто чередование событий, она зависит от его активности и придает событиям желаемое направление [2, с. 32].
Наличие осознанных жизненных планов, представлений о своем будущем, непрерывности своего жизненного пути является одной из важнейших характеристик зрелой личности. Без представлений о том, к чему мы стремимся, каких результатов хотим достичь, невозможна никакая целенаправленная деятельность человека. От того, к чему человек стремится в своем будущем, будет зависеть, какие решения он принимает в настоящем и во многом, как относится к событиям своего прошлого.
Итак, с одной стороны, политические и социальные условия действительности значительно расширили жизненные возможности людей. С другой – взросление происходит в ситуации нестабильности общества в целом и затянувшегося кризиса привычных норм и ценностей, выражающегося в отсутствии норм поведения, четко структурированных нормативных моделей.

Заключение и вывод

Личностное саморазвитие взрослого человека подразумевает зрелость личности, потребность в самоактуализации.
Условием успешного процесса саморазвития личности является адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений. Критерием успешности можно считать удовлетворенность личности собой, своим статусом, результатами деятельности, при непременной удовлетворенности социума личностью. Чем в большей степени развивается человек, тем он чаще и полнее склонен переживать удовлетворенность жизнью в целом, чаще и искреннее испытывать положительные эмоции. В житейском смысле человек счастлив тогда, когда он с радостью идет на работу, а с работы с радостью идет домой. Другими словами, саморазвитие в профессиональной и личной жизни, особенно важны для человека.
Центральной категорией, отражающей сущность саморазвития человека в профессии, является профессиональное развитие, которое в психологии рассматривается как фундаментальный процесс изменения человека, как объяснительный принцип становления профессионализма и как ценность профессионального сообщества. Профессиональное развитие отождествляется с прогрессивным изменением человека: созреванием, формированием, саморазвитием, самосовершенствованием. Изменение личности в процессе освоения мира профессий отражается в понятии «профессиональное становление», которое характеризует индивидуально своеобразный путь (траекторию) личности с начала формирования представлений о профессиях и профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии.
Саморазвитие в профессии является вершиной личностного и профессионального развития, что дает человеку уверенность в себе, открывает перед ним перспективы и возможности для личностного роста.
Профессиональная деятельность позволяет личности наиболее полно раскрыть свой потенциал. Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. В границах деятельности выстраиваются в иерархию ценности, актуальный жизненный мир, выражающие неповторимость личности. Полагаясь на свой опыт, разум и чувства, взрослая личность формулирует для себя крупномасштабные цели. Не уходя от ответственности за последствия, она не боится для их достижения пойти по непроторенным и часто небезопасным путям, проявляя одержимость при осуществлении захватившего её замысла, концентрируя свои физические и душевные силы на его выполнении, реализуя свой творческий потенциал.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ