Психолого-педагогические условия организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста в ДОО.

В этих изменениях, протекающих постепенно и плавно, имеются высококачественные сдвиги, связанные с возникновением избирательных привязанностей, дружбы наиболее прочных отношений у дошкольников. Складывается ситуативно-деловая форма общения, становящаяся коллективной сюжетно-ролевая игра способствует совместной игре детей.
В ролевой игре, по мнению Е. О. Смирновой, возникающей на двух этапах: этап ролевых отношений (врач-больной, ученик — учитель, папа — сын) и на этапе настоящих отношений, существующих за рамками разыгрываемого сюжета (обучающиеся делят роли, обговаривают условия игры, дают оценку и контроль действиям других) [28, с.211]. Изменение голоса, интонаций и манер детей совершается переходе одного уровня на другой. Это может говорит о том, что у детей дошкольного возраста разделяют ролевые и реальные взаимоотношения, направленные на совместное для них занятие – игру. Можно сказать, что главным содержанием общения в дошкольном возрасте является деловое сотрудничество.
Сотрудничество нужно различать от соучастия. Для занимающихся рядом, но не сообща, детям необходимо внимание и участие партнёра. При ситуативно-деловом общении они увлечены одним делом, согласовывают собственные действия и принимают во внимание активность собеседника для достижения единой цели. Такое взаимодействие называется сотрудничество.
Необходимость в сотрудничестве является одной из важных в общении обучающихся дошкольного возраста. Для обучающегося дошкольного возраста принципиальна не только необходимость в сотрудничестве, но в признание и уважение человека. Дошкольники желают заинтересовать и добиться внимания других, ловят во взглядах собеседника и мимике признаки отношения к себе, показывают обиду ответом невнимание или недовольство партнеров. Они внимательно и ревниво, оценивающе смотрят за поступками друг друга, критикуют партнеров, среагируют на оценку взрослого, данную другому ребенку[15, с.138].
Детям дошкольного возраста увлекательны удачи их приятелей, доставляет удовольствие демонстрировать собственные выдающиеся качества. Они хотят сохранить в тайне от других собственные неудачи и ошибки. На данном этапе некоторые обучающиеся расстраиваются, когда видят, как хвалят их сверстника. Неудачи наоборот же вызывают радость.
По мнению М. И. Лисиной дети дошкольного возраста начинают оценивать себя сквозь других, сравнивают себя с ним. Такое сравнение присутствует не для обнаружения сходства, а для того, чтобы противопоставить себя этому человеку. Данные качества важны не сами по себе, а только лишь в сравнении с другим обучающимся. Он начинает смотреть на самого себя «глазами сверстника». В ситуативно-деловом общении наблюдается конкуренция и соревновательный аспект [7, с.264].
По мнению В. С. Мухиной между средствами общения в данном периоде начинают преобладать речевые. Речь детей, разговаривающие намного чаще друг с другом, всё равно остается ситуативной. Дошкольники действуют друг с другом обычно по поводу каких-либо предметов, делятся впечатлениями, то в общении со взрослым на данном этапе уже появлются внеситуативные контакты.
Формируется иная форма общения – внеситуативно-деловая, число контактов которой возрастает с возрастом. Около половины речевых обращений к другим детям имеет внеситуативную характеристику. Дошкольники, рассказывающие друг другу о своих планах и предпочтениях, идеях, оценивают поступки других. В данный период времени возможно «чистое общение», не опосредованное предметом или же действием с ними. Дети, разговаривающие друг с другом довольно долго, могут не совершать при этом каких-либо действий.
Тенденция к внеситуативности увеличивается, но, несмотря на это, всё взаимодействие между детьми происходит в процессе занятия чем-либо, совместной игры или продуктивной деятельности. Игра к завершению старшего дошкольного возраста изменяется. Теперь главными являются правила поведения игроков и соответствие игровых событий настоящей действительности. Теперь, подготавливаясь к игре и обсуждая правила, обучающиеся намного больше общаются друг с другом, стараются прийти к общему мнению.
И. Ф. Плетнева писала, что все намного больше теперь обучающиеся общаются на уровне реальных отношений, меньше — на ролевых. Во взаимоотношениях остается конкурентное, соревновательное начало, но, несмотря на это, начинают появляться дружеские отношения, можно заметить как дети видят друг в друге не только ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, замечают и учитывают желания и предпочтения собеседника, его настроение[9, с.61].Детям интересно не только рассказать о себе, но и обратить с вопросом к партнёру, узнать, что он хочет, что ему нравится и чем он занимался [6, с.307].
Таким образом, М. И. Лисина утверждает, о развитии навыка общения у детей старшего дошкольного возраста стоит судить: во-первых, по увеличению числа внеситуативных контактов, во-вторых, по тому, что теперь собеседник для них независящий от конкретных условий образ. Дошкольники, которые выделяют и чувствуют личностную суть другого, но ставшей для него наиболее значимой, развивает в себе способность к сопереживанию сверстнику, стремиться оказать ему помощь и поделиться с ним своими эмоциями и переживаниями[13, с.116]. Все действия, которые направлены на поддержание общения со сверстником, имеют положительный окрас (улыбка, приветливый взгляд, жесты, которые выражают симпатию и заинтересованность). Зачастую, несмотря на правила игры, обучающиеся стараются оказать помощь своим собеседникам, защитить их перед взрослыми, оправдать от наказания. Такое поведение говорит о том, что оно направлено на другого ребенка. Он стремиться взаимодействовать с другими и не только соблюсти моральные нормы, но и, прежде всего, взаимодействовать друг с другом.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ