Проблемы чтения молодежи в современной социокультурной ситуации

Цели и задачи

Цель курсовой работы - проанализировать проблемы чтения молодежи, надо отметить, в России.

Введение и актуальность


Впервые такая возможность появилась во времена «перестройки». Чтение российского читателя нашего времени времен «перестройки» характеризуется многими исследователями как «читательский бум». Благодаря одному из достижений «перестройки» – гласности – читателя нашего времени м стала доступна запрещенная прежде литература, прежде всего художественная (романы , повести И. Шмелева, Солженицына, Пастернака, Б. Замятина, В. Гроссмана, В. Некрасова).
Особенностью читательских интересов этого периода было массовое увлечение публицистикой ,но и документальной литературой (мемуарами, архивными материалами, дневниковыми записями ,но и др.), в которой раскрывались заново многие страницы истории страны, имена[16].
Уровень интереса российского читателя нашего времени к этим публикациям был сравним с уровнем интереса к детективным произведения, что является беспрецедентным в мировой культуре.
Как правило, все эти произведения печатались в периодике – журналах, в том числе газетах, что позволило им увеличить свой тираж в этот период в десятки раз. В библиотеках выстраивались очереди из желающих прочитать то либо иное произведение.
Однако не исследователи, глубоко изучавшие данное явление, связывают этот «читательский бум» не с внезапно выросшими читательскими потребностями, а скорее с желанием «успеть» прочесть «дефицитную» книгу, о которой много говорят, «пока опять не запретили».
В этот же период ярко проявился интерес ,но и к прежде не издававшейся философской, психологической, экономической литературе, который, вспыхнув, довольно быстро – к началу 90-х гг. – угас[9].
Заметна тенденция к преобладанию в круге чтения россиян справочных, утилитарных изданий (пособий по домоводству, садоводству, воспитанию детей ,но и т.д.), а также словарей, энциклопедий. Значительная номенклатура ,но и высокие тиражи этих изданий восполняют существовавший ранее пробел в книгоиздательской политике.
В отличие от периода «перестройки» сейчас чтение журналов ,но и газет занимает весьма незначительное место в чтении большинства читательских групп.
Определенное место в чтении россиян, как ,но и читателей многих зарубежных стран, занимает мистическая литература: гороскопы, чтения , раскрывающие различные религиозные практики ,но и т. Практически, п. Исследователи связывают это явление с чувствами неуверенности ,но и тревоги, характерной для современных жителей городов индустриальных стран[18].
В круг чтения россиян вошли новые темы ,но и жанры. Например, «любовный роман», широко распространенный за рубежом ,но и недоступный ранее российским читательницам.
В чтении практически всех читательских групп, вне зависимости от возраста ,но и уровня образования, значительное место занимает детектив (разного уровня художественности), мелодрама, фантастика (в основном у молодежи, надо отметить, ).
Подтверждая общемировые тенденции, весьма ослаб интерес российского читателя нашего времени к поэзии, а также к произведениям военной тематики, историческим романам.
Однако исследования показывают, что ,но и серьезная художественная литература теряет былую интеллектуальную роль в российском обществе, что заставляет многих исследователей говорить о «примитивизации» чтения, о возникновении «нечитающего поколения»[21].
По-разному оценивая уровень современного состояния чтения в России, практически все исследователи, а также ,но и практики (библиотекари, учителя) приходят к выводу о том, что высокое социальное ,но и педагогическое значение чтения как для личности, так ,но и для общества в целом требует создания в России, как ,но и во многих других странах (Франция, Нидерланды ,но и др.), государственной поддержки чтения, программы продвижения чтения в «нечитающие» либо «слабочитающие» слои люда , необходимо, чтобы чтение стало «культурной нормой» каждого человека.
Среди важнейших задач, осознаваемых на сегодняшний день российскими специалистами в области чтения, нужно особенно выделить:
1. Поддержание высокого статуса книги ,но и чтения как средства социализации личности.
2. Необходимость разработки методик ,но и технологий приобщения к чтению, а также продвижения чтения.
3. Формирование высокого уровня культуры чтения ,но и информационной культуры во всех читательских категориях[1].
Роль чтения неоспорима, так как оно знакомит молодежь с достижениями культуры и искусства, дает возможность читать произведения не только современных авторов, но и тексты, написанные авторами прошлых столетий, десятки веков назад.
Так же, чтение в целом способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи чтения молодежь знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует процессам интеграции в обществе.

Заключение и вывод

Молодежь не только представляет особую общественную группу, но и специфическую часть читателей. Ее черты, в том числе характеристики обусловлены социальным положением и психологическими закономерностями развития данной группы, требующей особого подхода со стороны издателей книг.
В данной работе мы выяснили, что воспитание образованности сложная задача, для реализации которой требуются квалифицированные специалисты, а так же соответствующие образовательные учреждения.
Последнее десятилетие прошлого столетия было отмечено кризисным состоянием общественного сознания ,но и социальной идентичности. Начало же нового тысячелетия ознаменовано оживлением культурного дискурса, позитивными подвижками государственной политики в этой сфере.
Опираясь на вышеизложенные показатели, мы можем утверждать, что книга и чтение не «уходят» из жизнедеятельности нашей молодежи, надо отметить, . В большей мере книга остается в качестве источника информации по различным темам, начиная от досуговых (юмор, детективы, кроссворды и пр.), заканчивая проблемами экологии и культуры поведения.
Но круг чтения молодежи, надо отметить, в большей степени смещен в сторону развлечений. Они интересуются литературой о сверстниках, дружбе и любви, отношениях полов, которая помогает познавать окружающий мир и адаптироваться к современной жизни.
Наблюдается расширение круга интересов в этом возрасте: актуальным становится познание мира и самопознание, поиск своего места и моделей для подражания (идеалов), в связи с чем для молодежи, надо отметить, значимы яркие личности, общение со сверстниками, желание быстро получить нужную информацию, активное освоение Интернет-пространства.
Поэтому, формирование культурных качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. А воспитание молодежи, надо отметить, знающей и читающей – не только ответственная ,но и сложная задача, основная реализация которой все же происходит.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ