Судебная Система Франции XIX-XX вв.

Цели и задачи

Целью данной работы является исследование судебной системы Франции в XIX-XX вв.

Введение и актуальность


В том же году был создан Государственный совет, в обязанности которого входило консультировать правительство и готовить законодательные документы, а также рассматривать жалобы граждан и готовить проекты ответов для Первого консула. Так, Государственный совет начал отправлять функции правосудия. В XIX веке эта сфера его деятельности расширилась. Закон от 3 марта 1849 года, а затем закон от 24 мая 1872 года официально признали его в качестве судебного органа. Ныне действующая Конституция 1958 года не использует термин судебная «власть», а только «полномочия» [16, с. 168].
Общегражданская юстиция представлена двумя уровнями судов: судами первой инстанции (гражданскими и уголовными) и судами второй и третьей инстанций (Апелляционным и Кассационным судами). Причем система судопроизводства по административным правонарушениям выделена в отдельную структуру.
Во Франции «учреждениями отправления правосудия» (les institutions judiciaries) называется совокупность органов, учрежденных государством для обеспечения деятельности администрации и отправления правосудия [16,с. 169], т.е. проведено разграничение между административными и собственно судебными органами.
Этот принцип, являющийся основополагающим для судебной системы Франции, нормативно закреплен в ст. 13 Закона от 16 и 24 августа 1790 г. Таким образом, во Франции существует два вида судебных учреждений: собственно судебные учреждения и административные учреждения. Они несут ответственность перед различными вышестоящими организациями: соответственно Кассационный суд для судебных учреждений и Госсовет — для административных. Этот факт означает переход к концепции «сдерживаемого правосудия» [10, с. 85]. Закон от 24 мая 1872 г. определил суверенную власть Госсовета в области административных споров. Таким образом, был осуществлен переход к делегированному правосудию еще в последней четверти XIX века.
Во Франции существует понятие «общегражданская юстиция» (Les jurisdictions de droit commun), в которую входят и уголовные суды. Система судов общей юрисдикции базируется на иерархии уровней отправления правосудия (таких уровней два): Кассационный суд (Cour de Cassation), Апелляционные суды (Cour d’Appel) и суды первой инстанции. Судебная система имеет два уровня, так как, строго говоря, Апелляционный суд входит в судебную иерархию, но не в систему (с 1790 по 1800 гг. он находился при Кассационном суде). После закона от 15 июня 2000 г. Апелляционные суды (35) остались только в виде Суда присяжных (Cour d’Assises) [7, с. 107].
Кассационный суд (La Cour de Cassation), возглавляющий систему общих
судов, — одно из старейших государственных учреждений Франции (1790 г.),
символизирующее высший судебный контроль и надзор за справедливостью
в стране, правильным толкованием и применением законодательства нижестоящими судами, что подтверждается и закрепляется его главной функцией: Кассационный суд не рассматривает дела по существу, его основная
функция — проверка в порядке обжалования соответствия закону решений по гражданским и уголовным делам. Если такое решение кассировано, дело направляется на рассмотрение в другой суд того же уровня, что и суд, вынесший решение, отмененное кассационным судом. В случае если новое решение окажется снова в Кассационном суде (далее — КС), пленарное заседание может самостоятельно вынести окончательное решение либо передать дело в новый суд, для которого решение КС об отмене обжалованного решения приобретает обязывающий характер. КС выполняет тем самым роль по унификации судебной практики. С 1991 года в КС может обратиться за заключением любой суд общей юрисдикции [13: p. 87].
В состав КС входят 169 профессиональных судей, заседающих в различных палатах: 5 палат по гражданским делам (3 из которых собственно гражданские, 1 — по торговым и финансовым делам, 1 — по социальным и трудовым вопросам), 1 палата по уголовным делам [7: c. 277–292].
Суды общего права (Les tribunaux de droit commun) состоят из Кассационного суда (Cour de Cassation), Апелляционных судов (Сour d’Appel — всего 33), двух Высших Апелляционных судов, Трибуналов большой инстанции (Le Tribunal de Grande Instance — всего 181), Трибуналов малой инстанции (Le Tribunal d’Instance); судов ассизов (Cour d’Assises — всего 99), исправительных судов, полицейских судов, судов по делам несовершеннолетних. Они функционируют в соответствии с общим принципом единства гражданского и уголовного правосудия, в силу которого они могут решать как гражданские, так и уголовные дела. И, тем не менее, существует деление судов по гражданским и уголовным делам [6, с. 5].
Суды первой инстанции, разбирающие гражданские дела, делятся на трибуналы большого и малого процесса, а разбирающие уголовные дела — на суд ассизов, исправительные трибуналы, полицейские трибуналы, по делам несовершеннолетних.
Структура трибунала сложилась в 1958 году — он унаследовал ее от бывших районных судов. Всего таких судов насчитывается 181: как минимум
один на территориальную судебную единицу. В состав данного суда входят как минимум 1 президент и 2 судьи, один из которых — судебный следователь. В более крупных районах суды делятся на палаты, каждая из которых имеет свою специализацию и управляется вице-президентом.
Трибуналы малого процесса, учрежденные в 1958 г. взамен мировых судей и реформированы в 1983 году. В каждом таком трибунале имеется либо один судья, либо достаточно большое их количество, но дела всегда слушаются
судьями единолично. В его компетенцию входит разбирательство определенных категорий дел, в том числе по искам имущественного характера на сумму до 30 тыс. евро (решения по делам с суммой иска до 13 тыс. евро не подлежат обжалованию). Им подведомственны следующие категории дел: споры по жилью, бытовые кредиты, вопросы владения собственностью, разграничение земельных участков, денежные и трудовые санкции, опека и попечительство, наложение ареста на премии. Сейчас таких судов насчитывается 473 (по количеству округов). Особенностью этого суда является возможность проведения выездных заседаний [6, с. 7]

Заключение и вывод


В XIX в. юристами была признана преемственность Верховного императорского суда от высших судов Великой революции – Верховного национального суда (1791–1792) и Верховного суда юстиции (1795–1799). Все они квалифицировались как органы исключительной юрисдикции, созданные для борьбы с посягательствами на политический порядок и безопасность государства.
Состав Верховного императорского суда оказывается близок к составу Большой палаты (la Grand-Chambre) Парижского парламента эпохи Старого порядка, когда она созывалась для рассмотрения самых важных дел при участии знатных лиц королевства – принцев крови, герцогов и пэров
К ведению суда в нем были отнесены: индивидуальные правонарушения, совершенные членами императорской семьи, высшими сановниками Империи, министрами и государственным секретарем, высшими офицерами, сенаторами, государственными советниками; преступления, посягательства и заговоры против внутренней и внешней безопасности государства, против персоны императора и его наследника; «правонарушения должностной ответственности», совершенные министрами и государственными советниками, назначенными к какой-либо части публичной администрации и т.п.
Однако по заверениям французского ученого Ж. Тири роль Верховного императорского суда при Наполеоне I оказалась «нулевой», «ибо дух времени делал больше, чем писаные законы, и правительство этой эпохи находилось выше законов».
Судебная система Франции характеризуется традиционным дуализмом:
разделение судов на общегражданские (включающие и уголовные) и административные. Общегражданская юстиция представлена двумя уровнями судов: судами первой инстанции (гражданскими и уголовными) и судами второй и третьей инстанций (Апелляционным и Кассационным судами). Причем система судопроизводства по административным правонарушениям выделена в отдельную структуру.
Новая французская правовая система, в том числе и институт исполнения судебных решений, создавалась в соответствии с принципами и целями, которые выдвигались еще в период Великой французской революции. За короткий промежуток времени с 1804 по 1810 гг. было издано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени отрасли права и вошедших в историю под названием кодификации Наполеона. Особенностью функционирования судебных приставов Франции было то, что они выполняли, как решения и приказы коллегиальных судов и судебных следователей, так и мировых (участковых) судей, а также полицейских судей.
Основной задачей судебных приставов было принудительное выполнение судебных решений. Вместе с тем, на них возлагались обязанности по исполнению поручений председателя суда, а также поддержание порядка в судебном заседании. К функциям судебных приставов принадлежало: арест движимого имущества должника, его опись, организация оценки имущества, его хранение, продажа имущества.
Во Франции судебные приставы выполняли решение как на основе документов, осуществленных в нотариальном порядке, так и на основе решений суда.
Руководящие принципы судебного процесса Р. Леже определяет как «принципы публичного порядка, которые применяются во всех судах». Принципы были выработаны комиссией, осуществлявшей в 70-х гг. XX в. крупнейшую реформу гражданского процесса во Франции, и стали опорой в ее дальнейшей работе. Первая группа принципов кодекса (ст. 1—13) определяет распределение ролей между сторонами и судьей в гражданском процессе. Вторая группа принципов Гражданского процессуального кодекса Франции представляет собой процедурные гарантии надлежащего осуществления правосудия.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ