Проблема профессиональной этики в журналистском творчестве

Цели и задачи

Цель работы: рассмотреть и изучить проблемы профессиональной журналистской этики в современном мире.

Введение и актуальность


В настоящее время отечественная журналистика все чаще привлекает внимание общественности случаями этических нарушений, нанося профессиональному сообществу журналистов серьезный моральный урон. Тревожная тенденция ухудшения профессионально-этических стандартов обусловлена объективными и субъективными причинами, которые связанными с проблемой самоопределения журналистов, которые в условиях информационной глобализации и интернет-революции активно развивают новые технические каналы массовой коммуникации и возможности для профессиональной и творческой самореализации. Появление новых возможностей пока не освобождает журналистов, работающих в оффлайновых печатных или электронных СМИ, от зависимости от учредителей, редакторов, властей, собственных меркантильных целей. Следствием этого часто является одностороннее предвзятое представление информации, противоречащее общепринятым морально-нравственным нормам.
Большую тревогу вызывает тот факт, что снижение доверия к СМИ все чаще связано с систематическими нарушениями профессиональной этики нашими журналистами.
Сложно назвать современную аудиторию СМИ неосведомленной, она хорошо разбирается в степени и масштабах политической и экономической ангажированности СМИ, способна распознавать и оценивать попытки манипулирования массовым сознанием путем создания искусственных сенсаций, справедливо возмущается вторжением репортеров в частную жизнь граждан, пропагандой насилия. Вместе с тем, журналисты прямо заявляют, что они "продают" со страниц прессы и телевизионного эфира тот продукт, который лучше всего продается. В целях стимулирования и увеличения объема продаж, журналисты активно ищут новые способы привлечения внимания аудитории.
Нарушение журналистами профессиональной этики вызывает широкий резонанс в обществе, так как журналисты выполняют свой профессиональный долг не ради удовлетворения собственного информационного любопытства, а ради других людей. По сути, можно отметить кризис гуманистических принципов и профессионально-нравственных идей, которые всегда были важными ориентирами для журналистов в ходе их профессиональной деятельности.
Сегодня часто звучат заявления о том, что ранее разработанные этические принципы и нормы вступили в противоречие с реальной массово- информационной деятельностью и требуют пересмотра и обновления. Процесс журналистской работы, а главное, ее результат, напрямую влияет на сферу этики и морали. О профессиональной пригодности человека к журналистской профессии нельзя судить без учета его нравственных качеств, которые для данного вида работы не менее важны, чем квалификация. Эта мысль подробно раскрыта Г. В. Лазутиной, которая полагает, что отношение к продукту деятельности является основным профессионально-нравственным отношением, поскольку в нем проявляется принципиальное совпадение интересов любой профессиональной группы и общества, определяющее характер их взаимодействия. К этому следует добавить, что всякая деятельность вызывается к жизни общественной потребностью в ее продукте, поэтому общество заботится о поддержании этой деятельности.
Развитие информационных технологий принесло не только преимущества, но и недостатки в распространении информации. Еще совсем недавно монополией на передачу информации обладали только средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио), теперь практически любой человек может использовать Интернет для оповещения мира о чем угодно. Это является следствием очередного выхода текста, и он стремительно разрушает сложившуюся модель передачи информации, ее отбора и редактирования. Можно сказать, что произошел не просто выпуск текста, а его абсолютное освобождение.
В медиапространство наряду с качественной информацией ежесекундно выбрасывают компромат, клевету, оскорбления, непристойные фото, видео, неграмотные замечания и грубые комментарии, необоснованные обвинения. Новые грани данной проблемы начали появляться в условиях развития мультимедиа и информационных супермагистралей, когда многие фундаментальные понятия, например, авторство или текст, стали подвергаться переосмыслению. В этих условиях проблема распространения и утверждения деонтологических норм-кодексов профессиональной чести в области журналистики становится как никогда актуальной. Актуальность данных проблем чаще всего фиксируется в исследованиях по коммуникативным исследованиям преимущественно сторонников теории социальной ответственности журналистики.
В заключение следует отметить, что этическое саморегулирование журналистики должно способствовать сохранению и повышению доверия общественности к средствам массовой информации. Этические документы, официально принятые профессиональным сообществом, призваны ориентировать журналиста, способствовать их консолидации во все более сложном мире

Заключение и вывод


Таким образом, в ходе нашего исследования, опираясь на теоретические данные о журналистской этике, нами были проанализированы журналистские материалы, и пришли к тому, что основной проблемой журналисткой этики является ее нарушение. Это ярко и часто отображается в современном мире. Основным нарушением журналистской этики является предоставление ложной информации своей аудитории. Зачастую журналист не отграничивает факты от своих предположений или доводов, нарушает принцип конфиденциальности источника информации, использует методы получения информации, противоречащие профессиональной этике журналиста. Также журналисты издают заказанные статьи, за опубликование которых они получают вознаграждение. Каждый журналист должен стремиться к беспристрастному освещению событий и трезвому подходу в противоречивых проблемах. Как было ранее отмечено, профессиональная этика журналиста представляет собой юридически не фиксируемые положения, т.е. не жестко регламентируемые законодательством, а только вопрос нравственного выбора каждого журналиста.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: в данном исследовании подтверждена гипотеза о том, что главной проблемой журналистской этики является ее несоблюдение. Психологические приемы, которые все чаще используют журналисты, в определенных ситуациях (назовем их "экстремальными", т. е. моменты наибольшей социальной ответственности, к примеру, выборы) приобретают характер, который угрожает будущему. В последнее время об этом говорят не только социологи, психологи, но и журналисты. Вместе с тем, есть мнение, что пока СМИ будут принадлежать влиятельным людям и большим деньгам, такая тенденция будет продолжаться и дальше.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ