представления о понятие климата в 5-9 классах

Цели и задачи

Цель исследования состоит в том, чтобы дать представления о понятие климата в 5-9 классах.

Введение и актуальность


На основе работы по усвоению понятий формируется естественнонаучное мировоззрение учащихся. Формирование понятий имеет свои особенности. Процесс формирования понятия не сводится к запоминанию его словесной формулировки, то есть определения. Понятие и его определение есть составляющие принципиально разные. Но, поскольку во всяком грамотном определении существенные признаки понятия, то усвоение определений играет большую роль. Определения раскрывают самые общие, принципиально важные признаки предметов и явлений, отношения между ними.
Определение понятия лучше воспринимается, если каждый существенный признак в нем сделать объектом специального анализа или связать с наглядной основой. Процесс усвоения понятий идет в двух направлениях: число понятий постоянно растет и одновременно расширяется объем и содержание ранее усвоенных. Понятия в процессе обучения находятся на разных ступенях формирования. Географические понятия не могут усваиваться в течение короткого времени. Каждое из них находится во взаимосвязи, система взаимосвязанных географических понятий образует знания о природе.
При формировании географических понятий нужно учитывать положения современной психологии: во всяком понятии отражается деятельность, обеспечивающая формирование понятия.
Для того чтобы сформировать у ребенка то или иное понятие необходима организация его деятельности, помогающая изучить понятие. В основе формирования научных понятий лежит дискурсивная деятельность самого ребенка, позволяющая ему овладеть понятием в его словесном раскрытии.
Внешними средствами выражения понятий являются слова или словосочетания, символы. Для формирования понятий применяют логические приемы сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение. Соответственно законам логики и характеру познавательной деятельности учащихся, для формирования у школьников географических понятий характерны два способа – индуктивный и дедуктивный.
Индуктивный способ формирования объектов, процессов или явлений; сравнении их и выделении на основании этого общих признаков; обобщении данных; работе с определением понятия; применении знаний на практике.
На основе рассмотрения изображений различных равнин и их сравнения выделяются общие признаки равнины и формируется определение понятия «равнина». Равнины имеют пространственное расположение, поэтому изучается положение и особенности равнин (по географическому положению, характеру поверхности, абсолютной высоте) на географической карте.
Сформированное понятие «равнина» развивается при последующем изучении географии. Дедуктивный способ представляет собой движение в обратном направлении, то есть от общих понятий, от словесных определений к их последовательной конкретизации, подтверждению примерами и многими частными случаями их проявления. Деятельность ученика заключается в восприятии определения понятия, осмыслении его содержания, запоминании определения, его применении.
Формирование географических понятий по дедуктивному пути схематически может быть представлено следующим образом:
1) словесное определение нового понятия;
2) анализ существенных признаков и связей в понятии, раскрывающих особенности изучаемого объекта;
3) организация деятельности учащихся по усвоению понятия, закреплению и обобщению существенных признаков понятия;
4) установление логических и содержательных связей данного понятия с другими понятиями и категориями;
5) применение нового понятия.
При любом способе формирования общих понятий основное внимание уделяется анализу содержания определения понятия. Общее понятие усвоено, когда учащийся знает его определение, понимает содержание определения, имеет образное представление об изучаемом объекте или явлении, умеет самостоятельно применять понятие в новых условиях.
Методика изучения общих и единичных географических понятий различается. Общие понятия формируются индуктивным или дедуктивным путем. Единичные понятия отражают сущность единичных объектов и явлений. Формирование единичных понятий происходит, как правило, на базе общих.
Так, понятию о климате предшествует усвоение общих понятий «климат», «климатообразующие факторы», «климатический пояс», и т.д. В свою очередь, единичные понятия конкретизируют общие, обогащают их, делают необходимым средством познания изучаемого материала. Изучение единичных географических понятий предполагает строгую локализацию, привязку к земной поверхности, к географической карте [11, c. 38].
При их изучении всегда необходима опора на географическую карту, одним из существенных признаков этих понятий является их географическое положение. Содержание единичных понятий раскрывается в характеристике географического объекта по определенному (типовому) плану. Информация для описания единичных понятий часто берется с географической карты, параллельно с иными источниками информации. Научить учеников выбирать и «считывать» с географической карты нужную информацию является важным направлением деятельности при освоении географических понятий.
Таким образом: географические понятия являются основой географического образования. Формирование географических понятий возможно индуктивным и дедуктивный путем. Средствами выражения понятий являются слова или словосочетания, символы (знаки). Понятие можно считать усвоенным, если учащиеся знают его определение, умеют пользоваться им, самостоятельно осуществляют его перенос в новую ситуацию.

Заключение и вывод


География, занимает большое место в науки при рассмотрение погодных условий, которые важны для различных работ как скотоводство, овощеводство и другие сельскохозяйственные работы.
Методы изучения темы «климата» используются для знакомств с новыми знаниями, с помощью: метода рассказа и изложений материала, беседы, где учитель задает вопросы ученикам, а ответы уже предоставляют собой полученные знания школьников и самостоятельной работы.
В средней школе продолжительность изучение темы, длится полный урок так как дети уже готовы работать продолжительное время. При изучении новой темы, также следует воспользоваться разделением ее, на подразделы, логически формируя тот кусок материала, который готов понять ученик в течение урока.
Далее был рассмотрен варианты составления урока, для 7 класса. Типы уроков разделяются на: изучение нового материла, закрепление пройденного материала, урок контроля знаний и комбинированный. В итоге были рассмотрены углубление знаний и умений учащихся по теме «климат» во внеурочной деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ