Неуспеваемость и самооценка младших школьников

Данный подход рассматривает причины неуспеваемости младших школьников сквозь призму нейропсихологического подхода, что позволяет выявить ключевые моменты возможной коррекции неуспевемости путем применения конкретных методик, направленных на развитие соответствующих отделов мозга и соответствующих им психологичесиких функций, что является важным практическим моментом при устранении учебной неуспеваемости младщих школьников.
В настоящее время в научной психолого-педагогической среде превалирует комплексный подход к исследуемой проблеме, который включает принятие как биологических, так и социологических теорий возникновения причин учебной неуспеваемости.
Примером этому служит классификация причин школьной неуспеваемости, которую приводит Алмассуд Халед в статье «Причины и особенности трудностей в учебной деятельности младших школьников: этнопсихологичесикй аспект». Данный автор классифицирует причины школьной неуспеваемости, разделяя их на две группы:
1) Причины возникновения трудностей в обучении, обусловленные внешними факторами, такими, как:
— неблагоприятные социально-бытовые условия (влияние плохих условий проживания семьи, отдаленность местожительства от места обучения, ошибки в процессе воспитания, неблагоприятный социально-психологический климат в школе и проч.);
— неблагоприятные социокультурные условия (традиции семьи, положение семьи в социуме);
— неблагоприятные условия протекания процесса обучения (низкая компетентность педагогов, несоответствие школьных программ и методик обучения личностных особенностям учеников, несовершенство методов преподавания и т.п.);
— неблагоприятные экологические условия, которые могут оказывать косвенное влияние на процесс обучения, посредством влияния на здоровье ученика и могут, в значительной степени, обуславливать его неуспеваемость.
2) причины, обусловленные внутренними факторами:
— Недостаточный уровень сформированности психических процессов ( в когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной сфере).
— Влияние индивидуально-типологических особенностей учащегося (его темперамент, черты характера, наличие сомаиической ослабленности, нарушения отдельных психических функций и проч.).
—Влияние гендерных особенностей (биологически обусловленная предрасположенность к определенным видам деятельности, в зависимости от пола учащегося) [2, с. 86].
Другие современные авторы так же придерживаются комплексного подхода; так, М.М. Безруких отмечает, что проблема неуспеваемости является одновременно педагогической, медицинской. психологической и социальной проблемой, соответственно, для выявления причин неуспеваемости необходимо проводить комплексное исследование, включающее как психологические, так и психофизические и социологические методы.
Исследователи отмечают, что множество трудностей в учебной деятельности может способствовать формированию определеного «порочного круга», то есть, каждая нежелательная причина, изначально вызванная различными внешними обстоятельствами, в последствии способствует появлению других нежелательных причин, при этом они постоянно усиливают действие друг друга. Именно поэтому необходимо рассматривать данную проблему комплексно и индивидуально для каждого конкретного случая, с целью эффективной коррекции данного явления, поскольку выявление лишь одной причины школьной неуспеваемости не является эффективным, в случае, если необходимо выстраивать коррекционную работу в соответствии с этим подходом [49, с. 182].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ