Понятие и признаки должностного лица как субъекта преступления

В административном праве статус должностного лица представляет собой направление деятельности в управлении. Содержание функций должностного лица порой изучается через анализирование компетенций, то есть прав и обязанностей. Здесь можно выделить 2 уточнения. Во-первых, понятия «обязанность» и «функция» возможно рассматривать с точки зрения идентичности условно (для редакционного упрощения и целостного соотношения). Во-вторых, функцию нужно рассматривать в качестве совокупности прав и обязанностей, а также полномочий.
Если провести сравнение нескольких примечаний УК РФ, а именно статьи 285 и 318, то можно сказать, что последнее определение термина «представитель власти» дано не полно и не раскрывает его сущности в полном объеме (если следовать букве закона и лингвистическим нормам) — «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа» и «должностное лицо, наделенное… распорядительными полномочиями…». Здесь можно отметить, что данные словосочетания не охватывают представителей законодательной власти, так как все слова относятся скорее только к лицам правоохранительных или контролирующих органов. Также не наделены распорядительными полномочиями (ведь законодательную деятельность сложно назвать реализацией распорядительных полномочий). Данные обстоятельства, видимо, стали предпосылкой в исключении примечания к статье 318 УК РФ 1996 г. Между тем, истолковывая определение представителя власти, содержащееся в примечании к ст. 318 УК РФ 1996 г., в сочетании с определением должностного лица, сформулированного в примечании 1 к ст. 285 данного УК, к представителям власти необходимо относить представителей всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
В примечании 1 к статье 285 УК РФ под должностным лицом понимаются такие лица, которые характеризуются наличием 3 признаков:
представителя власти, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных;
постоянно, временно или по специальному полномочию;
в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях либо Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ.
Каждый из приведенных признаков можно назвать альтернативными, когда должностное лицо выполняет организационно-распорядительные функции по специальному полномочию в государственном органе.
Вместе с тем, как справедливо указывается в отдельных научных трудах, рядовые работники – представители власти осуществляют властные полномочия только в отношении лиц, не входящих в состав данного органа власти и управления; представители власти вступают в государственно-властные правоотношения с гражданами и юридическими лицами в рамках внешней деятельности, то есть вне органа, учреждения и т. д., где они проходят службу. Властные полномочия, представляющие собой распорядительные функции, по убедительному обоснованию некоторых ученых, являются частным случаем организационно-распорядительных функций, осуществляемых, разумеется, в указанной внешней деятельности.
Исходя из определения понятия представителя власти, содержащегося в примечании к ст. 318 УК РФ 1996 г., в сочетании с определением понятия должностного лица, сформулированным в примечании 1 к ст. 285 этого УК, а также из соответствующих положений, разработанных в теории отечественного уголовного права, Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указал, что «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)». В данном разъяснении Пленума Верховного Суда РФ оптимально раскрывается содержание понятия представителя власти.
Синтезируя изложенное, понятие представителя власти как альтернативной составной части понятия должностного лица необходимо определить как лицо, осуществляющее в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ постоянно, временно или по специальному полномочию законодательную, исполнительную или судебную власть либо наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических или юридических лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ