Принципы равенства прав граждан в трудовых отношениях

Цели и задачи

Цель исследования заключается в раскрытии содержания и комплексном анализе принципа равенства прав граждан в трудовых отношениях как одного из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Введение и актуальность


Европейская социальная хартия была дополнена Протоколом, предусматривающим в том числе и право на равные возможности и равное обращение в вопросах занятости без всякой дискриминации по признаку пола (ст. 1). Основополагающие акты в сфере запрета дискриминации приняты специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами регулирования трудовых отношений – Международной организацией труда (МОТ), членом которой является и Российская Федерация. Со времени основания МОТ после окончания Первой мировой войны, в 1919 году, в рамках этой Организации было принято 189 конвенций и 199 рекомендаций, устанавливающих четкие стандарты в сфере занятости, условий труда и индустриальных отношений .
Устранение дискриминации в области труда и занятий является одним из центральных и самых важных вопросов, которыми занимается МОТ. Это четко выражено в Филадельфийской Декларации, которая прилагается к Уставу МОТ, в которой говорится, что все люди, независимо от их расовой принадлежности, пола или убеждений, имеют право на то, чтобы добиваться материального благосостояния, и на духовное развитие в условиях свободы и сохранения достоинства, экономической безопасности и равных возможностей.
В рамках деятельности МОТ принято большое количество Конвенций и Рекомендаций, касающихся как общих вопросов недопущения дискриминации в сфере труда, так и отдельных сфер общественных отношений - регулирования доступа к труду, оплаты труда и пр. Отдельная группа актов МОТ посвящена ряду категорий работников - среди них женщины, дети, подростки, молодежь, пожилые работники, лица с семейными обязанностями, инвалиды, работники-мигранты, представители коренного населения. Впервые определение дискриминации в сфере труда дано в Конвенции № 111 МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 г.
Данная Конвенция предусматривает, что все лица без дискриминации должны пользоваться равенством возможностей в отношении продвижения по работе сообразно их личным знаниям и стараниям. Статьей 1 данной Конвенции определяется понятие дискриминации, которая включает всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения или социальной принадлежности, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; а также всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемое соответствующим членом по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.
В соответствии со ст. 2 данной Конвенции каждое государство - член МОТ, для которого Конвенция находится в силе, обязуется определить и проводить национальную политику, направленную на поощрение, совместимыми с национальными условиями и практикой методами, равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации в отношении таковых.
Запрет дискриминации в области труда и занятий является одним из четырех основополагающих принципов, закрепленных в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г. , соблюдение которых, в соответствии со ст. 2 данной Декларации, является обязательным для всех государств-членов Организации вне зависимости от факта ратификации конкретных конвенций по этому поводу . С обеспечением равенства в сфере труда связаны также такие акты МОТ, как Конвенция № 100 МОТ «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» 1951 г. , Конвенция № 156 МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» 1981 г.1 , и одноименная Рекомендация (№ 165), Рекомендация № 162 МОТ «О пожилых трудящихся» 1980 г.2 и большое количество других актов МОТ.
В рамках Европейского Союза в 2000 г. была принята Хартия Европейского Союза об основных правах , ст. 21 которой закрепляет запрет дискриминации. В рамках СНГ проблема запрета дискриминации затрагивается, например, в ст. 20 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г. 7 , в Модельном законе о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин 2005 г.8 и других актах.
Анализ международно-правовых актов свидетельствует о тенденции предусматривать позитивные обязанности государств по предупреждению дискриминации и содействию равенству. В связи с этим, на современном этапе в международном праве провозглашен принцип недопущения дискриминации, ориентирующий международное сообщество на переход от простого запрещения дискриминации к более комплексному подходу к проблеме дискриминации, направленному на превентивные действия, не допускающие нарушение равенства, и искоренение скрытых форм дискриминации. Влияние норм международного права на закрепление принципа запрета дискриминации в сфере труда проявляется в первую очередь в правоприменительной деятельности органов правосудия.
Судебные органы при вынесении судебных актов используют как непосредственно нормы международного права, так и практику их применения международными судебными органами, и прежде всего, Европейским Судом по правам человека. Европейский Суд по правам человека выступает в качестве правоприменителя положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также дает официальное их толкование , которое страны-участницы Конвенции вынуждены учитывать на национальном законотворческом и правоприменительном уровнях. Европейским Судом по правам человека выработан ряд существенных положений, связанных с закреплением принципа запрета дискриминации в сфере труда, позволяющих выявить особенности восприятия содержания данного принципа государствами, входящими в состав Европейского Союза и Россией, а также выявить тенденции судебной практики национальных судов.
Показательным примером недостаточности защиты от дискриминации в Российской Федерации в сфере труда является дело «Даниленков и другие против России». Заявители были сотрудниками ЗАО «Морской торговый порт Калининград» и членами профсоюзной организации Российского профсоюза докеров (РПД).
Таким образом, стоит отметить, что нормы международного права устанавливают важные положения относительно отношений, связанных с запретом дискриминации в сфере труда, оказывают влияние на содержание данного конституционного принципа.

Заключение и вывод


Подводя итог, необходимо отметить то, что в ходе написания работы:
1. Выявлено, что принцип равенства прав и возможностей работников является отраслевой конкретизацией принципа правового равенства и конституционного принципа равноправия, закрепленного в статье 19 Конституции РФ.
2. Сформулировано понятие принципа равенства прав и возможностей работников как одного из основополагающих отраслевых принципов трудового права, выражающегося в установлении трудовым законодательством и иными актами , содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами равного объема трудовых прав и средств, обеспечивающих осуществление этих прав для всех работников, находящихся в одинаковом правовом положении.
3. Делается вывод о том, что равенство прав и возможностей работников, являясь принципом трудового права, пронизывает все правовые нормы данной отрасли права. Соответственно этот принцип распространяется на все источники трудового права и обязывает: трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты РФ устанавливать равный объем трудовых прав и средств, обеспечивающих эти права для всех работников, находящихся в одинаковом правовом положении.
4. Определена сущность принципа равенства прав и возможностей работников. Она состоит в том, чтобы каждый работник мог воспользоваться признанными международным сообществом и национальным законодательством трудовыми правами, а также средствами, обеспечивающими осуществление этих прав для удовлетворения в конечном итоге своих потребностей , получения определенных благ, применения своих способностей к труду без какой-либо дискриминации.
5. Выделены элементы содержания принципа равенства прав и возможностей работников, которыми являются равенство прав и равенство возможностей работников.
6. Выявлено, что структуру равенства прав работников как содержательного элемента принципа равенства прав и возможностей работников составляют:
1) формальное равенство прав, которое означает равный объем статутных прав работников, установленных статьей 21 ТК РФ для всех работников, независимо от объективных и субъектных оснований дифференциации;
2) равенство прав с учетом объективных и субъектных оснований дифференциации, предполагающего наличие специальных правовых статусов у отдельных категорий работников и означающего равный объем прав у работников в пределах одного правового статуса.
7. Определено понятие равенства возможностей работников . как содержательного элемента принципа равенства прав и возможностей работников и означающего равное обеспечение (гарантирование) трудовых прав работникам. То есть должны быть созданы одинаковые условия работникам для беспрепятственного фактического осуществления ими трудовых прав. Во всех источниках трудового права должен быть установлен равный объем средств, обеспечивающих осуществление трудовых прав для всех работников, находящихся в одинаковом правовом положении.
8. Сформулировано понятие средств обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников как юридических явлений, выраженных в нормах права, результатом функционирования и использования которых является реализация этого принципа.
9. Выявлена компетенция органов по обеспечению соблюдения принципа равенства прав и возможностей работников. А также проведен анализ юридической ответственности за нарушение принципа равенства прав и возможностей работников.Глоссарий
№ п/п Понятие Определение
1.Принципы права основные руководящие идеи (начала), которые пронизывают право, характеризуют его содержание, на которых строится система права.2. Равноправие важнейший принцип демократии, согласно которому все граждане равны в трудовых отношениях  независимо от их расы, национальности, пола, места жительства, положения в обществе,  религиозных и политических убеждений. 3. Дискриминация это негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определённых прав людей по причине их принадлежности к определённой социальной группе.4. Превенция означает профилактику (предупреждение) совершения новых преступных акций лицами, уже совершившими какие-либо преступления, что достигается путём применения к ним мер  наказания.
5. Юридические гарантии выражаются как в нормах права, так и в правовой деятельности, направленной на реальное обеспечение осуществления прав работников

6. Средства обеспечения юридические явления, выраженные в нормах права, результатом функционирования и использования которых является реализация этого принципа. 7. Акт дискриминации это деятельность, проявляющаяся со стороны работодателя и негативно действующая на трудовую жизнь работника. К ней можно отнести карьерный рост, оплату труда, отпуск, изменение условий труда, увольнение.8. Нормы международного права юридически обязательное правило поведения государств и других субъектов международного права в их международных отношениях.9. Ограничение права  это осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема.10. Юридическая ответственность это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ