Полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития региона

Цели и задачи

Целью данного исследования является выявление полномочий органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития региона и проблем, возникающих при распределении полномочий между региональной властью и органами местного самоуправления (на примере МО «Город Астрахань»).

Введение и актуальность


По нашему мнению, об эффективности решения вопросов местного значения органы местного самоуправления должны отчитываться только перед населением. В последнее время местное самоуправление переживает серьезный кризис. Объем полномочий не соответствует финансовым ресурсам. А механизмы ответственности ужесточаются. Тот факт, что органы местной власти отчитываются об эффективности перед государством, очевидно нарушает автономию местного самоуправления и приводит к умалению доверия населения к местной власти. Данное положение приводит в свою очередь к тому, что гарантии организационной самостоятельности носят лишь декларативный характер.
Интерес представляет точка зрения экспертов, о роли органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии территорий. Эксперты Европейского клуба местного самоуправления заявили о провале реформы МСУ в России. Более того, специалисты констатируют факт разрушения институциональных основ местного самоуправления. Следовательно, и говорить о том, что жители муниципальных образований должны быть более активными и принимать участие в развитии территорий, где они живут, не приходится – на сегодня не то, что население, зачастую и органы власти на этих территориях не имеют полномочий для принятия важных для них всех решений.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления являются составным элементом правового статуса муниципальных образований как самостоятельных субъектов публичного права. В данной связи вопросы логичной и четкой регламентации полномочий органов местного самоуправления приобретают первостепенное значение.

Заключение и вывод

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- проблема взаимоотношения российских регионов и местных органов самоуправления в развитии социально-экономической сферы территорий, сводится к двум основным проблемам: с одной стороны, к несбалансированности бюджетных отношений между федеральным центром, регионами и местными органами власти, и с другой — к отсутствию у регионов и муниципалитетов действенных финансовых инструментов, которые позволяли бы им конкурировать между собой и при этом обеспечивать свою финансовую состоятельность;
- существующая нормативно-правовая база, которая, казалось бы затрагивает все стороны социально-экономического развития муниципального образования, на практике создает барьеры в реализации полномочий органов местного самоуправления, содержит много неясностей и противоречий в законодательном функционировании деятельности муниципалитетов;
- перераспределение полномочий стало правом субъекта Российской Федерации, которым поручено своими законами своевременно дополнять перечень вопросов местного значения сельских поселений с учетом имеющейся региональной и местной специфики. Региональным законодательством за сельскими поселениями закрепляются дополнительные вопросы местного значения;
-анализ деятельности МО «Город Астрахань», на наш взгляд, показывает, что система управления социально-экономической сферой становится все более централизованной, регион не только перераспределяет финансовые средства, но и диктует «свои правила» ведения социально-экономической деятельности в муниципальном образовании. Несмотря на существующую Стратегию развития города Астрахани до 2021 года, которая реализуется, почти десять лет, многие вопросы повышения качества жизни горожан, остаются так и не решенными. «Двуглавая система управления» вызывает конфликт интересов в распределении полномочий между руководителями муниципального образования, нарушает права граждан на право выбирать главу администрации города.
Вместе с тем, мы считаем, что в условиях, когда в России вообще отсутствует стратегия и четкая государственная политика в отношении развития местного самоуправления, в законодательстве отсутствуют принципы, на которых должна строиться система отношений между государственной властью и органами местного самоуправления, а законодательство о местном самоуправлении вступает в откровенные противоречия и с Конституцией РФ, и с Европейской хартией, природой и сущностью института местного самоуправления, продолжается процесс огосударствления органов местного самоуправления, процесс полного встраивания этого института в вертикаль государственной власти, говорить о возможности отдельно взятого муниципального образования решать проблемы перераспределения полномочий в целях повышения качества жизни населения, через социально-экономический потенциал территории практически невозможно.
Сейчас субъекты РФ активно пользуются предоставленным им федеральными властями правом изъятия полномочий из компетенции органов местного самоуправления и перераспределения их между районами и сельскими поселениями, проведения укрупнения муниципальных образований, без учета мнения жителей данных территорий. Высокий уровень коррупциогенности существующей системы распределения полномочий подтверждается, в частности, тем, что субъекты, как правило, изымают у из муниципалитетов те полномочия, которые в наибольшей степени связаны с экономическими интересами.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ