Цели и задачи ОРД. Принципы ОРД

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации налагает на органы дознания обязательство принимать необходимые оперативно-розыскные меры для выявления преступлений и лиц, их совершивших (часть 1 статьи 210 УПК РФ). Таким образом, легитимность ОРД устанавливается с целью решения задач по борьбе с преступностью. Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативника при раскрытии и расследовании преступлений (пункт 4 части 2 статьи 38 УПК РФ); Устанавливает перечень преступлений, по которым предварительное следствие является обязательным, что, согласно ст. 8 Закона об ОРД является необходимым условием для реализации ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан. Определение обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (статья 73 УПК РФ), виды доказательств (статья 74 УПК РФ) и способы их сбора (статья 86 УПК РФ), уголовно-процессуальный закон служит основанием для определения способов получения оперативно-розыскной информации и порядка ее использования в уголовном процессе.
Согласно положениям ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура также осуществляет контроль за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Законодательные акты, регулирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку они закладывают основы для разграничения полномочий оперативных органов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К ним относятся следующие законы:
1) Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», который входит в число прав полиции, указанных в ст. 13, обеспечена возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий; осуществлять изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также иные действия, предусмотренные федеральным законом, при проведении оперативно-розыскных мероприятий; объявлять обыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, пропавших без вести, других лиц, чей розыск возложен на полицию, а также объявлять обыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанные транспортные средства, похищенное имущество, имущество, подлежащее конфискации;
2) уголовное законодательство, содержащее нормы в области средств уголовной полиции, составлено Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О задержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, который закрепил за учреждениями пенитенциарной системы право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в решать свои задачи и помогать другим операторам явных услуг по предупреждению и раскрытию преступлений;
3) Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», который в ст. 10 предоставил властям ФСБ право проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений в пределах своей компетенции (шпионаж, террористическая деятельность, организованная преступность, коррупция, незаконное оружие и наркотические средства, контрабанда и т.д.);
4) Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», который в ст. 13 наряду с другими функциями наделил иностранные спецслужбы правом проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения собственной безопасности;
5) Закон Российской Федерации от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», указанный в ст. 30 о возможности осуществления пограничной службой оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению охраны государственной границы Российской Федерации;
6) Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной защите» в соответствии со ст. 15 право федеральных органов государственной безопасности осуществлять оперативно-розыскную деятельность в интересах решения возложенных на них задач в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности.
К другим правовым актам федеральных органов государственной власти, регулирующим деятельность в сфере публичного преследования, относятся:
— Указы Президента Российской Федерации;
— решения Правительства Российской Федерации;
— акты министерств, Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
2 Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ