Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Цели и задачи

Цель работы. Рассмотреть особенности памяти младших школьников с нарушениями речи.

Введение и актуальность


Правильное понимание структуры нарушения речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении [6].
Общее нарушение речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
При общем нарушении речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
Детям с речевыми нарушениями свойственны следующие характеристики

Заключение и вывод

Способности памяти - это такие способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К способностям памяти качества, как умственная активность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание, сама по себе память, мышление и речь, внимание.
Особенности младших школьников с речевыми нарушениями определяют специфику деятельности их памяти. Их мышление, активность памяти носят преимущественно конкретный характер, сопряжены с конкретными объектами. Поэтому для полноценного формирования ведущих психических процессов важно развитие сенсорной сферы, восприятия, внимания, воображения.
Процесс совершенствования особенностей памяти ребенка младшего школьного возраста с речевыми нарушениями предстает перед ним как отдельный вид взаимоотношений, который он развивает и совершенствует в ходе ежедневного использования свойств памяти.
Из анализа прочитанной литературы и входе проведённого исследования, можно сделать вывод, что самый чувствительный период для развития памяти детей - это младший школьный возраст. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его памяти в младшем школьном возрасте. Главная задача педагога не только дать детям определённый объем информации, но и помочь устранить проблемы в учёбе: развить память, логику, внимание, образное мышление.
В рамках проведённой работы были рассмотрены литературные публикации и научные исследования особенности памяти у младших школьников с речевыми нарушениями.
В эмпирической части провели констатирующее исследование, которое показало преобладание среднего уровня развития памяти у детей. Был разработан комплекс игр, направленный на развитие их памяти
Повторное диагностическое исследование указало, что разработанные мероприятия работают и дают достаточно плодотворные результаты.
Поскольку занятия с детьми проводились на протяжении всего трёх месяцев, мы видим, что остались школьники, уровень развития памяти которых не изменился. Однако, общий результат по группе говорит о том, что при более длительном использовании данной программы возможно получить более значимые положительные результаты. С наиболее слабыми детьми возможно проведение индивидуальных занятий.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ