Глиптика

Цели и задачи

Цель курсовой работы – анализ истории глиптики, резьба по камню, камеи, интальо.

Введение и актуальность


Новый подъём глиптики связан с эпохой классицизма (XVIII - начало XIX вв.), когда вновь начало господствовать антикизирующее направление (мастера-резчики в Италии - семейство Пихлеров, в Германии - Л. Наттер, во Франции - Жак Юэ и др.). Выдающимися мастерами этого времени были русские резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. В XIX в. глиптика как вид искусства пришла в упадок [2].
Лучшие традиции древности снова возродили современные мастера-камнерезы. Они освоили технологию обработки таких сложных в работе камней, как топаз, берилл, изумруд и аметист. В наше время резчики также изготавливают камеи из нефрита, халцедона, топаза и других цветных камней с изображениями птиц, зверей и т. д. Выполнение на агатах и других твердых камнях требует большого мастерства и вкуса, как при изготовлении крупных резных изделий, и еще большего искусства.
На протяжении всего своего существования глиптика оставалась элитарным видом искусства, предназначенным для утонченных ценителей прекрасного.
Замечательные образцы камнерезного творчества Российских мастеров можно увидеть на ежегодной выставке-ярмарке «Симфония Самоцветов», регулярно проводимой в Москве Государственным геологическим музеем им. В. И. Вернадского.

Заключение и вывод

Подводя итоги работы отметим, что мастерством резьбы поражают уже египетские, шумерские, вавилонские, ассирийские геммы. Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту чистейших тонов минералов и виртуозную резьбу. То точную и графически завершённую, то мягкую и трепетную.
До конца IV века до н. э. древний мир знал лишь один вид гемм — инталии, дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в эпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи. И если роскошные многоцветные камеи с их эффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе графике.
Для создания и тех и других гемм требовалось несложное оборудование: станок с приводом, набор резцов и обязательно абразивы, так как минералы употреблялись настолько твёрдые (агат, сердолик, гранаты, гематит, сардоникс), что металлический инструмент не мог оставить на них даже царапин.
С упадком Римской империи пережила упадок и глиптика. Грубеют формы, возвращается старое мистическое восприятие гемм, при котором было достаточно небольшого знака или схематического изображения для усиления магических свойств камня.
Таким образом, глиптика имеет многотысячелетнюю историю и поистине считается вечным искусством. До наших дней не дошло большинство древних произведений живописи, скульптуры, архитектуры, и лишь небольшие геммы, вырезанные на твердом камне, часто служат свидетельствами целых эпох.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ