Планирование учебной работы: этапы, содержание и структура.

Цели и задачи

Целью настоящей работы является изучение планирования учебной работы.

Введение и актуальность


С позиций оценки возможностей управления учебным процессом в рамках учебного занятия можно ориентироваться на укрупненную схему взаимосвязей студента (С), студенческой группы (СГ) и кафедры, которую представляет преподаватель (П) (см. рис. 1). Формальные позиции обеих сторон учебного процесса схожи по ряду показателей: например, и студент, и преподаватель проходят конкурсный отбор при поступлении в вуз, производится периодическая оценка эффективности работы обеих сторон.

Рисунок 1. Укрупненная схема взаимосвязей учебного занятия

Существенным фактором является наличие обратных связей в рассматриваемой схеме. Внешнее оценивание и его документирование является общепринятой практикой. Однако не менее важна и самооценка – как результат, так и процесс формирования профессионала. Самооценка деятельности студента в настоящее время не формализована; это определенный ресурс повышения эффективности учебного процесса.
Проведение обучаемым самооценки и самоконтроля не является типичной составляющей учебного процесса. Обычно анализ и оценивание студенты осуществляют применительно к внешней решаемой задаче, достаточно редко – по отношению к процессу собственной деятельности и ее результатам, рассматривая эту работу исключительно как функцию преподавателя. Теоретические основы самоконтроля и самооценки студент младших курсов может получить при изучении основ психологии. Системное практическое обучение планированию самостоятельной работы, самоконтролю и самооценке достигнутых результатов возможно в диалоге «студент – преподаватель», «студент – учебная группа» при выполнении конкретных заданий прикладных дисциплин.
Традиционные для вуза лекционные занятия нехарактерны для последующей профессиональной деятельности. Тем не менее лекции не теряют своей актуальности; можно указать этому следующие основные причины:
– в первом семестре студенты не обладают навыками самостоятельной работы в такой степени, чтобы правильно оценить структуру и логику построения дисциплины;
– объем хороших учебников по информатике (например) составляет примерно 500–600 страниц, или 60–70 страниц текста на одну лекцию;
– средний уровень подготовки студентов группы направлений 08 по информатике невысок.
Существенной особенностью технических предметов является их явно выраженный междисциплинарный характер и, как следствие, использование понятий и подходов различных дисциплин. Неполный перечень может выглядеть следующим образом: физика (технические средства ИКТ), элементы теории информации, алгоритмизация, элементы программирования, элементы алгебры логики, прикладные аспекты решения конкретных задач. Предполагается, что учащийся в достаточной мере владеет языками перечисленных дисциплин и направлений деятельности и соответствующими технологиями, что не всегда выполняется на практике.
В соответствии с учебными планами УГНП объем лекций составляет 1 аудиторный час в неделю в течение первого семестра. Поэтому основными целями занятий лекционного типа являются структурирование изучаемой дисциплины, формирование целостных знаний в пределах учебной программы, организационнометодическое сопровождение изучения дисциплины. Важно уйти от чтения лекции к комментированию материала дисциплины и обсуждению актуальных проблем.
Использование на лекциях современных аудиовизуальных средств, эффективное тиражирование методических материалов в электронной форме создает возможности для превращения лекционного курса в активную форму учебной деятельности. Однако для реализации такой возможности необходима предварительная подготовка студентов к лекциям с использованием заранее выданного конспекта и учебной литературы, подготовка вопросов по теме предстоящей лекции. Стимулировать эту работу и помочь студенту в ее планировании и организации можно с использованием перечня контрольных вопросов и индикаторов компетентности. Однако полноценный диалог «студент – преподаватель» по результатам самостоятельной работы учащихся в пределах лекционного курса крайне ограничен, результаты самооценки и оценки, как правило, отложены во времени.
Лабораторный практикум дает возможность даже на первом курсе частично моделировать профессиональную деятельность выбранного направления, обеспечивать получение процедурных знаний. С учетом уменьшения объема практик студентов на предприятиях и в организациях такой подход приобретает особую значимость.
Учебным планом предусмотрено, что большая часть аудиторных занятий отводится под лабораторный практикум. Такое решение позволяет обеспечить условия для получения необходимых знаний и, что особенно важно, навыков для успешной работы с учебными документами в процессе обучения на первом и последующих курсах.
Основная цель лабораторного практикума – формирование начальных навыков профессионального отношения к выполнению учебных заданий с использованием инструментария информационных технологий.
Основные задачи лабораторного практикума:
– приобретение навыков системного освоения новых программных продуктов (назначение, интерфейс пользователя, основные возможности, базовые технологии работы, расширенные возможности, расширенные технологии применения);
– приобретение навыков работы в текстовом и табличном процессорах, графическом редакторе, получение элементарных навыков создания деловых презентаций и работы с реляционными базами данных;
– приобретение навыков создания и редактирования отчетов – текстовых документов, содержащих объекты из других приложений (рисунки, таблицы, диаграммы, формулы и др.);
– приобретение навыков анализа результатов выполнения работ;
– приобретение навыков планирования самостоятельной учебной деятельности и критической оценки ее результатов;
– коррекция и совершенствование планирования и выполнения самостоятельной работы.
Для успешного решения учебных задач предусмотрено использование единого программного обеспечения в учебных лабораториях и при выполнении самостоятельной работы.
Методическими указаниями к лабораторным работам предусмотрено:
1) изучение теоретического материала (назначение и основные возможности приложения, интерфейс пользователя, основные приемы работы и технологии решения прикладных задач);
2) подготовка ответов на контрольные вопросы;
3) выполнение учебных заданий на персональном компьютере и оформление комплекта рабочих материалов (расчетов, рисунков, текстов и др.);
4) оформление отчета с описанием технологии и результатов выполнения работы, затрат времени на каждое из заданий;
5) защита результатов работы.
В лаборатории выполняются этапы 3, 4 (полностью или частично), 5 лабораторной работы. Таким образом, значительный объем учебной работы выполняется студентами самостоятельно. Практика показывает, что навыки самостоятельной работы при решении прикладных задач (этапы 1–5) развиты крайне слабо. Когнитивные процессы 4 («анализировать»), 5 («оценивать») (см. табл. 1) реализуются студентами на начальном этапе обучения в вузе с трудом. Важно развивать соответствующие навыки. Этой цели и служат самоконтроль и самооценка, подготовка к защите отчетов.

Заключение и вывод

В условиях повсеместного перехода ВУЗов на уровневое образование и внедрения новых Государственных Образовательных Стандартов в учебном процессе ВУЗов происходят существенные изменения. Ранее по окончанию изучения дисциплины студент должен был знать, уметь и иметь навыки, требуемые специалисту. В соответствии с новым ГОС компетентностный подход в обучении предполагает, что выпускник должен обладать набором соответствующих компетенций. Например, бакалавр по направлению подготовки 110800 – Агроинженерия должен иметь общекультурные и профессиональные компетенции в следующих областях профессиональной деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектной. При этом общеинженерные дисциплины теперь отнесены к базовой либо вариативной части профессионального цикла и по объему уменьшены на 30…50% по сравнению с образовательной программой специалистов аналогичного направления. Пропорционально уменьшается доля аудиторных часов и самостоятельной работы студента при изучении дисциплины.
Самостоятельная работа студента, одна из важнейших составляющих современного образовательного процесса, позволяющая решать задачу подготовки компетентного специалиста в условиях сегодняшней реальности. Различают три основных вида самостоятельной работы:
– работа студентов во время аудиторных занятий под контролем преподавателя;
– работа вне аудиторий, (в библиотеке, дома и т. д.) с последующим контролем преподавателя;
– работа по собственной инициативе, возможно без контроля преподавателя (участие в олимпиадах, НИРС, написание статей и др.).
Трудоёмкость изучения общеинженерных дисциплин в соответствии с учебными планами делится на две составляющих: аудиторные занятия и самостоятельная работа студента, под которой понимается самостоятельная работа вне аудиторий, после занятий. К такой самостоятельной работе относится: выполнение курсовых проектов и работ, расчетных и контрольных работ, написание рефератов, эссе, подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, к контрольным опросам, тестированию и т. д.
Для эффективного освоения материала изучаемых дисциплин большое значение имеет правильное планирование учебной работы, учет при планировании возможностей использования методических пособий и технических средств, учет загруженности студентов по другим предметам, своевременное и детальное информирование студентов о таких планах, контроль выполнения и многое другое.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ