Первые философы о происхождении жизни

Цели и задачи

цель работы – рассмотреть проблему первоначала у первых философов.

Введение и актуальность


Конечно же, в неоформленном состоянии проблема бытия существовала в философии и прежде. В частности, как уже отмечалось ранее, Фалес, Анаксимандр и Анаксимен осуществляли поиск первоначала всего – ἀρχή, этому первоначалу и были приписаны свойства парменидовского бытия, а именно, речь идет об единстве и вечности. Первоначало – это то, что существует всегда, что способно сохраняться в процессе изменений, благодаря первоначалу наш мир существует, тогда как если что-то перестает существовать, оно переходит в иное состояние, но его бытие, тем не менее, продолжается.
Но все же именно Парменид понятие бытия ввел в терминологический аппарат философии.
Парменид доводит проблему поиска первоначала до промежуточной логической точки. Парменид делает вывод о тождественности бытия и небытия. Бытие является неделимым и единым, неизменяемым, ему свойственно существовать во времени.
Ксенофан из Колофона (565-470 гг. до нашей эры) - идейный представитель элейской школы. Как и милетцы, Ксенофан признавал, что мир материален, однако он полагает, что есть постоянное, неизменное. Ксенофан стремился объяснить природные явления с позиций натуралистических. Ксенофан полагал, что Бог – это мир во всей его целостности. Бог понимался им как сущее, то, что отлично от людей. Таким образом, Бог выступает в качестве понятия, символизирующего неограниченность и бесконечность.
Также в философии Ксенофана присутствуют элементы атеизма, ведь он считал, что мифические боги – это плод фантазии человека. Боги были созданы людьми по своему образу и подобию.
Несмотря на то, что в качестве основы онтологии Ксенофана выступает «единое» - совершенное единое бытие, он допускал еще изменение и движение как возникновение и упадок, которые Парменидом и другими элеатами полностью отвергались. Следует сказать о связи онтологических взглядов Ксенофана с его пониманием познания. Чувства не могут быть основанием истинного познания. Посредством чувств мы получаем представление о мире как о чем-то многоликом и устойчивом, однако это не соответствует действительности.
Для Парменида и всей элейской школы наука о сущем, о бытии являлась основной. Аристотель таким образом высказывался о взглядах Парменида: «Парменид ... утверждает, что наряду с сущим не-сущее является ничем, с необходимостью полагая, что сущее есть одно и что нет ничего иного».
Парменид отрицает, что сущее было сотворено, говорит о его вечности. Сущее не только является вечным в существовании, но и неизменным. Парменидом из области бытия было почти полностью исключено движение. Это объясняется тем, что по Пармениду, не-сущего не существует, все, что существует – это и есть сущее, бытие, которое представлено везде, оно лишено движения. Перемещение чего-то – это помещение чего-то на место другого сущего, что является невозможным. Сущее наполнено и неподвижно. Характер бытия материален, однако оно лишено изменения, движения и развития.
В гносеологии Парменида проведено различие между тем, что является подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание.
Посредством чувственного познания мы получаем только образ кажущегося состояния вещей, посредством этого познания получение знания о подлинной сущности невозможно. Истину постигают через разум.

Заключение и вывод


Древнегреческими философами (Милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) осуществлялось рассмотрение первоначала вещей — вода, апейрон, воздух, огонь, атомы — подчеркивалось, что они пребывают в состоянии постоянного движения и изменения
Гераклитом (ок. 530 – ок. 470 г. до н. э.) подчеркивался факт универсальности движения в аспекте мирового бытия. Реальное бытие вещей понимается как процесс вечного движения, изменения. Процесс развития состоит в том, что единое раздваивается на противоположности, которые враждуют. Любое развитие внутренне является противоречивым, и это противоречие предполагает, что отрицается одно, а устанавливается другое качество.
Великая заслуга Гераклита перед наукой - это учение о природе, которая и есть вечный закономерный процесс изменения материи. В смене вещей Гераклитом виделась постоянная, абсолютная основа любых изменений, причем, она усматривалась в единстве материи и в закономерной связи явлений. Понятие логоса (слово, разум) органично входит в его теорию. По свидетельствам древних, Гераклит был против концепции Божественного вмешательства, полагая, что в природе господствует логос как абсолютный закон, необходимость, судьба, рок.
Зено́н Эле́йский (др.-греч. Ζήνων ὁ Ἐλεάτης) (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида. Ему принадлежат знаменитые апории, доказывающие факт невозможности движения, пространства и множества.
Далее эта концепция развивалась Парменидом (род. в конце VI в.). Парменид утверждал, что возможным и истинным является только внечувственное умозрительное познание. Его учение сковывало развитие естественных наук, направленных на то, чтобы познавать чувственно данный мир. Физические теории Парменидом расценивались лишь в качестве более или менее правдоподобных догадок, но обладающих характером непреложной истины.
Как гласит физическое учение Парменида, любое чувственное, т. с. кажущееся, неистинное, бытие включает в себя противоположные элементы, все возникает из таких процессов, как смешение и разложение данных элементов. Здесь также важно сказать о противопоставлении движущего начала материи, которая не способна к самодвижению, это начало, находящееся в центре вселенной и управляющееся смешением и разложением элементов. Механическую концепцию Парменида можно отнести к динамическому направлению: материя обладает косностью, движущие начала отделены от движимой материи. Парменид отрицает, что сущее было сотворено, говорит о его вечности. Сущее не только является вечным в существовании, но и неизменным. Парменидом из области бытия было почти полностью исключено движение. Это объясняется тем, что по Пармениду, не-сущего не существует, все, что существует – это и есть сущее, бытие, которое представлено везде, оно лишено движения. Перемещение чего-то – это помещение чего-то на место другого сущего, что является невозможным. Сущее наполнено и неподвижно. Характер бытия материален, однако оно лишено изменения, движения и развития.
Конечно же, нельзя не обратить внимание на концепцию Зенона.
Он доказывал невозможность множественности бытия, невозможность движения, фиктивность времени, пространства и вообще чувственных элементов знания. На этом основаны его знаменитые апории (затруднения), которые, по мнению Зенона, неизбежно могут возникать в ходе овладения природой движения. Зеноновы доказательства невозможности движения замечательны тем, что они впервые со всей отчетливостью смогли раскрыть диалектику движения. Воспринимаемый нами мир, как считал Зенон, это есть оболочка бытия, а бытие едино и неподвижно.
Согласно позиции Аристотеля, если мы не знаем движения, то мы не можем знать природу и ее первоначало. Через осмысление проблемы первоначала и материи Аристотель приходит к разработке проблемы движения. Каждый объект находится в состоянии движения. Движение обладает всеобщим и необходимым характером, движение выступает в качестве основы существования вещей, таких аспектов, как их целостность и структура. Вместе с тем движение является базой изменчивости и многокачественности вещей. То, что пребывает в неподвижности, не способно к изменению качеств, приобретению новых свойств. Все объекты материального мира являются одновременно и вещами, и процессами. Предмет не существует без движения, движение - без предмета. Мыслить материю без движения также нельзя, это касается и существования движения без материи.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ