Суффиксы субъективной оценки в стихотворениях Евгения Евтушенко

Цели и задачи

Цель данного исследования - изучить особенности употребления, разнообразие значений суффиксов субъективной оценки в стихотворениях поэтессы прошлого столетия Б.

Введение и актуальность


Суффиксы, указывающие на значение увеличительности: -ищ-, -ин-: домина, грязища, чудище. Важно отметить, что такие суффиксы, в зависимости от контекста, могут обладать разными эмоциональными оттенками, и выражать как неодобрение, так и восхищение, удивление и т.д. Пример: Какая вокруг грязища! Вы просто талантище!
В.В. Виноградов приводит отдельную классификацию («каталог») суффиксов субъективной оценки с уменьшительно-ласкательным и уничижительным значением, характерных для существительных только женского рода, т.к. для среднего и мужского рода таких суффиксов существует значительно меньше [5, с. 124].
1. Продуктивный суффикс -к(а) с уменьшительно-ласкательным значением: книжка, ручка, ножка, капелька, спаленка, купаленка и т.п.17 2. Непродуктивный суффикс -ц(а), -ц(а) с уменьшительным значением, присоединяющийся к основам на мягкий согласный типа пыль, лень и т.п.: пыльца, крепостца, рысца, дверца, грязца и подобные, а также к словам на -от(а): краснотца, с грязнотцой и др. Но ср. также: с хитрецой (от хитрый). 3. Малопродуктивный суффикс -иц(а) с уменьшительно-ласкательным значением: водица, землица, кашица, вещица, просьбица и т.п. 4. Продуктивный суффикс -ечк(а), -очк(а) с ласкательным значением (вторая степень субъективной оценки): ямочка, книжечка, иголочка и т.п. 5. Непродуктивный суффикс -ичк(а) [вторая степень от уменьшительных на -иц(а)]: сестричка, водичка, земличка и т.п. 6. Продуктивный суффикс -ньк(а), -еньк(а), -оньк(а) с ласкательным оттенком (вторая степень субъективной оценки): реченька, тетенька, душенька, зоренька, подруженька, ноченька; в собственных именах: Наденька, Катенька; ср. в собственных именах мужских: Васенька, Петенька, Николенька и т.п. После твердых с, з и губных основы присоединяется суффикс -оньк(а): полосонька, березонька. 7. Продуктивный суффикс -ёнк(а), -онк(а) с экспрессией презрения: речонка, лошадёнка, коровёнка, девчонка, избёнка, комнатёнка и т.п. 8. -шк(а) с оттенком фамильярной, несколько пренебрежительной ласки (ср.: ашки, бешки— бывшее фамильярное обозначение учащихся групп А, Б в средней школе). 9. Малопродуктивный суффикс -ушк(а), -юшк(а) с ласкательным значением и в нарицательных именах нередко с оттенком народнопоэтической стилизации (почти исключительно в пределах категории одушевленности): зазнобушка, головушка, нянюшка, Манюшка и т.п. 10. Продуктивный суффикс -ушк(а), -юшк(а) с презрительным и уничижительным (редко с ласкательным) значением: пивнушка, речушка, комнатушка, деревушка, избушка и т.п. Но ср.: дочушка, девчушка и т.п. Слова на -ушка первоначально производились от слов с фамильярно-ласкательным суффиксом -уш(а) при посредстве суффикса -к-. В настоящее время суффикс -уш(а) за пределами образований от собственных имен очень непродуктивен. Ср. -уш(а) в немногих отглагольных образованиях: кликуша, крикуша [ср. суффиксы -ух(а), -ун, -унь(я)]. Ср. у Лескова в "Островитянах": "Тут влево резвятся другие русалки— хохотуши, щекотуши". В образованиях от именных основ, не относящихся к собственным именам, суффикс -уш(а) также непроизводителен. 11. Непродуктивный суффикс -ёшк(а), -ошк(а) с резко выраженной экспрессией презрения: головёшка, рыбёшка и т.д. 12. Продуктивный суффикс -ишк(а), -ишк(а) с презрительным значением: работишка, страстишка, картишки, бородишка и т.д. 13. Продуктивный суффикс -ёночк(а), -оночк(а) (третья степень ласкательности) с оттенком фамильярной усиленной ласки: девчоночка, ручоночка, рубашоночка 14. Мертвый суффикс -урк(а) с ласкательным значением: дочурка, девчурка, печурка. Таким образом, в системе форм субъективной оценки опорными суффиксами женского рода являются -к(а), -шк(а), -чк(а), -н(ь)к(а) [5, с. 149-153].
Также В.В. Виноградов описывает процесс присоединения суффиксов субъективной оценки к основе имени существительного. В его учебнике приведена следующая схема: 1) производящее слово без суффикса субъективной оценки; 2) первая степень: производящая основа + уменьшительно-ласкательный суффикс; 3) вторая степень: основа предшествующей формы + еще один ласкательный суффикс. Важно то, что значение второй степени, как правило, эмоционально-ласкательное или пренебрежительное [5, с. 113]. Форма, полученная в результате первой степени процесса, становится самостоятельной в том случае, если значение уменьшительности суффикса стирается, а полученное слово приобретает новое значение. Например, блюдо - блюдце, нос - носок, молот - молоток, сума - сумка, кора - корка. Это слово, в свою очередь, также может образовывать формы субъективной оценки (вторая степень): блюдце - блюдечко, носок - носочек, сумка - сумочка и т.д. Исходное слово в таком случае приобретает так называемое увеличительное значение: молот - оружие, в то время как молоток - инструмент значительно меньших размеров; блюдо - утварь большого размера. Суффиксы второй степени (-очек, -очка, -ечка и т.д.) в таких словах приобретают уменьшительное значение. Экспрессия в таком случае выражена намного менее сильно, чем у слов в первой степени. Особенно часты случаи отпадения или обособления начального звена в этой тройственной схеме у слов мягкого женского склонения с именительным падежом без окончания: (сеть)— сетка— сеточка; (нить)— нитка— ниточка; (часть)— частица— частичка и т.п.2 Кроме того, экспрессивно-эмоциональная оценка может выражаться при помощи удвоения ил утроения суффиксов: дочурочка, мамуленька, старушоночка. Все последующие за второй степени экспрессивного усиления связаны с выражением эмоционального отношения к предмету и далеки от уменьшительного значения.

Заключение и вывод


Целью данной работы было изучить особенности употребления, разнообразие значений суффиксов субъективной оценки в стихотворениях поэтессы прошлого столетия Б. Ахмадулиной.
В первой главе данной работы мы привели характеристику суффиксов субъективной оценки, опираясь на труды отечественных лингвистов: В.В. Виноградова, А.А. Шахматова и К.С. Аскакова. Так, мы выяснили, что суффиксы субъективной оценки являются формообразующими, т.е. не образуют с исходным словом новую лексему с новым значением, а придают слову эмоциональную окраску, другой оттенок значения, выражают отношение говорящего к предмету. Также в первой части мы представили классификацию (каталог) суффиксов субъективной оценки, предложенную В.В. Виноградовым. Рассмотрев эту классификацию, мы видим, что каждому суффиксу субъективной оценки свойственно определенное значение, а некоторые из суффиксов имеют также другие, менее распространенные значения. То есть, из этого мы могли бы сделать вывод, что тот или иной суффикс субъективной оценки в речи всегда имеет одно или, в редких случаях, два значения. Однако во втором параграфе первой главы мы рассмотрели примеры употребления таких суффиксов в классической художественной литературе, и увидели, что одни и те же суффиксы в разных примерах имеют разное значение. Так, например, уменьшительно-ласкательные суффиксы в рассмотренных нами произведениях А.С. Пушкина действительно имеют уменьшительное значение, тогда как в произведениях Н.В. Гоголя или М.Е. Салтыкова-Щедрина эти же суффиксы выражают отрицательное отношение автора, иронию, пренебрежение и т.д. Таким образом, мы смогли убедиться в том, что в речи значение суффиксов субъективной оценки определяется контекстом, а значит, не всегда совпадает со значением, предложенным в классификации В.В. Виноградова.
Затем мы рассмотрели случаи употребления суффиксов субъективной оценки в стихотворениях Беллы Ахмадулиной. Изучив творчество поэтессы, мы смогли найти случаи, когда значение того или иного суффикса совпадает со значением, описанным В.В. Виноградовым, и когда оно отличается. В первом параграфе второй главы мы привели примеры случаев использования суффиксов в свойственном им значении, во втором - в несвойственном, т.е. не совпадающем с классификацией Виноградова. При этом, определяя значение того или иного суффикса, мы обращали внимание на контекст: отсутствие в контексте слов, значение которых противоречит изначальному значению суффикса (например, уменьшительно-ласкательный суффикс связан со словом с негативной окраской) позволяло нам сделать вывод, что суффикс имеет свойственное ему значение. Когда из контекста было понятно, что форма слова не совпадает с отношением говорящего к нему («вот парочка, однако»), мы видим, что суффикс представлен в несвойственном ему значении.
Таким образом, проведя данное исследование, мы можем сделать вывод, что суффиксы субъективной оценки в художественной литературе, а именно в стихотворениях Б. Ахмадулиной выполняют ту же роль, что и стилистические фигуры и тропы, и закрепленное за каждым суффиксом значение в контексте может меняться: ласкательные суффиксы могут иметь значение уничижительных, выражать иронию, насмешку и т.д.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ