переделка курсовая — взаимосвязь темперамента, характера и способностей

Цели и задачи

Цель данной работы – исследовать взаимосвязь темперамента, характера и способностей.

Введение и актуальность


Особенности нервной системы различных типов темпераментов людей существенно влияют на проявление эмоциональности. Особенность эмоциональности заключается в том, что человек с определенным типом темперамента имеет индивидуальную склонность реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций:
- сангвиник - рождается склонным к положительным эмоциям;
- холерик - имеет склонность к ярости и гневу;
- флегматик - не склонен к бурному проявлению эмоций, а потенциально тяготеет к проявлению положительных эмоций;
- меланхолик - особенно склонен к реакции страха.
Человек, как правило, представляет собой смесь типов темперамента при доминировании одного из составляющих, к которому присоединяются черты других. В связи с этим практическое значение учения о темпераменте заключается, в первую очередь, в том, чтобы применять эти знания к самому себе, выявлению негативных и положительных черт, которые проявляются в собственном поведении. Так холерику следует помнить, что его активность может иметь негативный, разрушительный характер; сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть серьезным; флегматику - не забывать, что следует действовать несколько быстрее, а меланхолику - уметь отделять неудачи от катастроф, неприятности от бед, неприятность от разрушения всех жизненных планов.
Характеризуя динамичность человека, темперамент, тем не менее, не характеризует его взглядов, интересов и убеждений. В отличие от характера он не является показателем возможностей человека и его способностей. Чаще всего встречаются люди со смешанным темпераментом. Однако преобладание, каких-то определенных черт, дает возможность определить тип темперамента.
Несмотря на то, что темперамент не может предопределять всех черт характера, прослеживается достаточно тесная взаимосвязь характера и темперамента. Человек, имеющий развитую силу воли как черту характера, может иметь слабый тип нервной системы (относиться к меланхолику или флегматику), и наоборот, человек с сильным типом нервной системы (сангвиник или холерик) может не иметь в структуре личности развитые волевые качества - целеустремленность, силу воли или решительность.
Таким образом, темперамент биологический фундамент личности, основанный на свойствах нервной системы, связанный с телосложением и обменом веществ в организме. Темперамент наследуется, а потому усилия человека должны направляться не на его изменение, а на то, чтобы его знать, использовать для адекватной реализации в соответствующей деятельности. Это обусловлено тем, что темперамент определяет стиль поведения человека и способы организации им своей деятельности.

Заключение и вывод

Таким образом, задачи, решенные в данной работе, позволяют сделать следующие выводы:
1) Темперамент (лат. Temperamentum - согласованность, устройство) - индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в силе, скорости, напряженности, уравновешенности, течения его психической деятельности, в сравнительно большей или меньшей устойчивости его настроений.
И. Павлов связал типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. Для изучения индивидуальности применяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
2) Характер (греч. Charakter - черта, особенность) - совокупность устойчивых индивидуальных свойств личности, проявляющихся в типичных способах деятельности и общения, типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к ним.
Характер человека проявляется в системе отношений с окружающей действительностью в отношении к остальным людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.п.); делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т.д.); собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость); себе (скромность или самовлюбленность, гордость или униженность и т.п.).
Характер не тождественен темпераменту, который более непосредственно связан со свойствами высшей нервной системы. Темперамент человека оценивают на основании подконтрольности его воли, подчиненности характера. Черты характера - продукт природы и влияния окружения. Нередко качественные его изменение происходят под влиянием характера.
Между темпераментом и характером возможны временные рассогласования. Особенности темперамента могут способствовать или мешать развитию определенных черт характера: флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать в себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема - преодоление неуверенности и тревожности. Гуманные личностные отношения создают благоприятные условия для развития у холериков сдержанности и самокритичности, у сангвиников - послушания, флегматиков - активности.
3) Способности - индивидуально-психологические особенности личности, которые являются предпосылкой успешного выполнения им определенной деятельности.
Формирование способностей происходит на основе задатков - врожденных анатомо-физиологических особенностей нервной системы мозга. Способности по основным видам деятельности бывают общими и специальными. К общим способностям относятся психические свойства человека (внимание, наблюдательность, запоминание, творческое воображение, рассудительность и др.). К специальным способностям - психологические особенности индивида, обеспечивающие ему успех в определенном виде деятельности: изобразительные способности (чувство линии, пропорции и т.п.), математические способности (склонность к анализу и синтезу и т.д.) и др.
Способности и характер тесно взаимосвязаны между собой. Способности отражают требования той или иной деятельности, а характер - это отражение личностью всей ее общественной жизни. Таким образом, способности и характер - сквозные свойства личности, которые делают ее целостной и неповторимой.
Сильный характер является важной предпосылкой развития способностей человека. Особая роль принадлежит творческому отношению к деятельности, позитивному отношению к себе (требовательность, правильность самооценки). Высокомерие часто делает невозможным развитие способностей. Способности развиваются в процессе напряженной деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ