Педагогическая работа с одаренными учениками

Цели и задачи

Цель исследования: повысить уровень форсированности профессиональных компетенций учителей к работе с одаренными детьми посредством разработки и внедрения технологии их подготовки в систему повышения квалификации.

Введение и актуальность


Одаренность - качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка.
Анализ статей показал, что в нашей стране проблема подготовки учителей к работе с одаренными детьми является наиболее актуальной и на пути решения этой проблемы существует множество препятствий. При подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, необходимо разработать технологию, осуществить подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и личностных качеств педагога.

2. Основные направления работы с одаренными детьми
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по подготовке учителей
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Главной задачей констатирующего этапа исследования являлось: выявить уровень сформированности профессиональных компетенций у учителей для работы с одаренными детьми. Для решения поставленной задачи были выделены критерии и показатели, разработана методика (модифицированная методика В.Д. Шадрикова оценка уровня квалификации педагогических работников). Средствами диагностики выступали следующие эмпирические методы: метод самооценки, метод экспертных оценок.
Исследование проводилось в «Гимназия № 1567» г. Москвы в нем приняли участие 35 учителей среднего и старшего звена, которые имеют опыт работы с одаренными детьми от 1 года до 36 лет, а также педагоги, которые не имеют такого опыта.
Первоначально учителям, участвующим в исследовании, было предложено заполнить листы самооценки, с целью выявления уровня сформированности профессиональных компетенций в работе с одаренными детьми.
После заполнения листа самооценки учителем, проводился анализ полученных данных, с целью определить уровень сформированности компетенций у учителя. Результаты листа самооценки учителя «№1» представлены ниже.

Заключение и вывод


Проблема диссертационного исследования была определена не случайно. Новые квалификации педагога, указанные в Стандарте, предъявляют особые требования к подготовке педагогов к образовательной деятельности. Современный учитель не ограничивается обучением «обычных» детей, его новые функции: работа со всеми категориями учащимися, одними из которых являются одаренные дети. Роль педагога занимает центральное место в выявлении, поддержки и развитии одаренных учащихся и от уровня подготовки учителя зависит будущее такого ребенка.
Проектирование технологии подготовки учителей к работе с одаренными детьми в системе повышения квалификации предусматривало решение нескольких задач. Первая задача была связана с определением сущности понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» на основе ретроспективного анализа. Ведь немало важно понимать, что изначально вкладывалось в понятие и как оно в дальнейшем изменялось, подтверждаясь научными исследованиями. На сегодняшний день существует много определений понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». В нашем исследовании мы опираемся на определение «одаренность» («одаренный ребенок»), данное в Рабочей концепции одаренности, которая отражает фундаментальные положения отечественных и зарубежных ученых в области одаренности.
Вторая задача предполагала выявление проблем подготовки учителей к работе с одаренными детьми и определению подходов подготовки. Значительное количество нерешенных проблем подготовки учителей к работе с одаренными учащимися, таких как отсутствие единых требований к личности и профессиональным компетенциям педагога, неразработанность технологий подготовки и их содержание, приводят к тому, что учителя не имеют возможности полноценной подготовки к такой работе, им приходится действовать по наитию, полагаясь на свою интуицию и стереотипы, что
зачастую подавляет и губит потенциал одаренных детей. Поэтому к решению проблем необходимо подойти, учитывая подходы к подготовке учителей. Личностно-деятельностный и компетентностный подходы к подготовке учителей являются, на наш взгляд, наиболее обоснованными, так как при таких подходах к подготовке учителя к работе с одаренными детьми происходит:изменение на личностном и личностно-деятельностном
уровнях; формирование способности решать профессиональный задачи.
Для решения третьей задачи проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой была спроектирована технология подготовки, определено ее содержание (теоретический, практический и личностный компоненты) и разработана модульная программа повышения квалификации. Прежде, чем происходила апробация разработанной программы по подготовке учителей, была решена еще одна задача, направленная на выявление уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов необходимых для эффективной работы с одаренными детьми. Для этого был разработан диагностический инструментарий, включающий в себя метод самооценки и метод экспертный оценок. Исходя из проведенной диагностики, был сделан вывод о том, что уровень общей профессиональной компетенции (состоящей из компетенций, направленных на выявление и развитие одаренных детей) у учителей достаточно низок и требует мероприятий по повышению уровня профессиональной компетенции учителей.
Учителям было предложено пройти обучение по программе повышения квалификации «Подготовка учителей к работе с одаренными детьми». Целью реализации программы являлось:формирование и развитие профессиональных компетенций учителей по выявлению и развитию одаренных детей. Обоснованы выбор тематики и количество модулей программы, они определены компонентами содержания подготовки учителей и соответствуют названным подходам к подготовке.
Пятая задача была связана с проверкой результативности содержания и технологию подготовки педагогов к работе с одаренными детьми. Для проведения диагностики в процессе реализации контрольного эксперимента были повторно использованы диагностические методы, применяемые на этапе констатирующего эксперимента. Уровень сформированности профессиональных компетенций, вследствие чего и общей профессиональной компетенции работа с одаренными детьми, после прохождения обучения по программе повышения квалификации значительно возрос.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствовали об эффективности проведенного исследования и целесообразности реализации программы обучения учителей к работе с одаренными детьми на курсах повышения квалификации и подтвердили выдвинутую гипотезу исследования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ