Административно-правовой спор

Признаки административно-правового спора могут быть отнесены к тому факту, что обязательным участником является государственный орган или должностное лицо; предметом спора является акт такого государственного органа; результатом спора является решение о законности или незаконности такого акта; существует специальная процессуальная форма для разрешения таких споров; спор рассматривается в короткие сроки; и, в конечном итоге, спор разрешается с использованием норм публичного права.
Среди признаков можно назвать также тот факт, что, несмотря на возникновение спора между неравными сторонами, административный спор как защитные правовые отношения строится между равными субъектами. Больше нет контролирующего влияния, поскольку обе стороны в равной степени доказывают свои требования.
Раскрыть признаки административно-правового спора и сделать заключение о целесообразности выделения этого юридического конфликта в отдельную категорию может помочь его взаимосвязь с иными категориями юридических споров. Так, административно-правовые споры отличаются от конституционных тем, что конституционный спор может быть обусловлен действиями представителей каждой ветви власти. Разница административно-правовых споров от гражданско-правовых заключается, в первую очередь, в субъективном составе – между участниками гражданского правовых споров отсутствуют взаимоотношения власти-подчинения. Кроме того предметом гражданско-правовых споров выступают имущественные и личные неимущественные права участников. Административно-правовые споры можно кроме того сравнить с трудовыми. Основная разница заключается в составе участников: в трудовой отрасли это отношения между работником и работодателем. Необходимо констатировать, что когда речь идет о государственной службе, споры между работниками и органами власти носят административно-правовой характер. Помимо этого, споры отличаются в порядке их разрешения. Когда мы говорим об уголовно-правовых и административно-правовых спорах, предметом первого является участник уголовного процесса.
Что касается объекта и предмета административно-правового спора, то можно констатировать, что объектом является неоднозначность взглядов на субъективные публичные административные права. Предметом административно-правового спора являются сами нарушенные права.
Вопрос о том, кто инициирует рассмотрение административно-правового спора, очень спорный. Некоторые предполагают, что инициатором в этом случае является частное лицо. Другие не согласны с рассматриваемой точкой зрения и указывают, что инициатор может быть как частным лицом, так и публично-властным субъектом в равной степени.
Обобщая некоторые существующие точки зрения, можно представить правовую структуру как способ построения социальных взаимных отношений, регулируемых законом, позволяющих узнать закон и соответствующие общественные отношения. Правовая структура также включает в себя компоненты конкретного правоотношения (субъекты, объект, права и обязанности субъектов, ответственность, юридический факт, с которым возникает возникновение, изменение или прекращение правоотношения). Можно даже сказать, что юридическое построение — это то, из чего строятся отношения и как.
С.В. Фролов в своей работе рассматривает весьма немало подходов других исследователей к пониманию термина «юридическая конструкция», говоря что авторы рассматривают это понятие с разных точек зрения, а кроме того используют этот термин как к общим явлениям права, так и к отдельным его составляющим. В правовой конструкции административно-правового спора выделяются три элемента: стороны, предмет и разногласия сторон, связанные с предметом – существования (отсутствия) права и его нарушения.
Юридическая конструкция административно-правового спора может выстраиваться по аналогии с составом административного правонарушения либо же по аналогии со структурой иска, который подается в юрисдикционные органы. Он же добавляет к составным частям правовой конструкции административно-правового спора еще и причины разногласий субъектов.
Таким образом, административный спор — это конфликт, который возникает между гражданами и организациями, с одной стороны, и субъектами, наделенными государственной властью, с другой, вызванным принятыми актами, решениями, действиями (бездействием) последних, нарушающими права, свободы и законные интересы граждан и предприятий.
Административное дело является документированной сущностью административно-правового спора. В отличие от административного спора, сущность административного дела заключается в конкретном административно-правовом конфликте, юридически структурированном, принимающем официальные юридические документы и выступающем в качестве объекта процессуальных отношений.
Признаки административно-правового спора включают, в первую очередь, его появление в сфере административно-правовых отношений и, кроме того, обязательное участие в качестве одного из субъектов органа или лица, наделенного публичной властью. И, разумеется, спор возникает в результате нарушения прав и законных интересов граждан действиями или решениями, актами, принятыми властями и должностными лицами. Административно-правовой спор содержит стороны, предмет и разногласия по поводу предмета (то есть факт нарушения).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ