Освещение великой российской революции на страницах школьных учебников истории

Цели и задачи

Целью исследования является освещение событий Великой Российской революции на страницах школьных учебниках по предмету истории.

Введение и актуальность


Хочется отметить, что в описании причин обеих революций, которые в советских учебниках излагаются как Великая Октябрьская социалистическая революция, задействована партия большевиков. И Февральская и октябрьская революции, по мнению авторов, затевались большевиками, которые уже в начале 1917 года создали Советы и вели дела, направленные на свержение сначала империализма (царской власти), а потом и двоевластия (в октябре 1917 года).
Также важной чертой, которая видна в советских учебниках, является то, что революциям 1917 года отведены большие разделы материалов к изучению, начиная от детального изучения жизни Ленина до революций и их результатов.


1.2. Движущие силы и ход революций 1917 года словами советских авторов

По словам советских авторов, которые составляли учебники истории СССР для советских школьников, февральская революция имела буржуазно-демократический характер. Перед ней фактически стояли задачи, которые не были решены еще первой русской революцией, которая состоялась 1905-1907 гг.:
осуществить демократические преобразования государственного строя;
расширить политические права народа;
установить демократические свободы;
ввести 8-часовой рабочий день на заводах и фабриках;
расширить аграрную отрасль.
За своей движущей силой февральская революция была народной революцией. В единый могучий поток слились силы пролетариата, крестьянское движение, армия и флот – все это превратилось в национально-освободительное движение народов России. Главной движущей силой, которая направляла народ, был пролетариат. А так как народ уже был «закален» первой российской революцией, то Февральская революция прошла быстро и удачно для народа. Хотя «плодами» революции, в первую очередь, в итоге воспользовалась буржуазия. Результатом Февральской революции в России стало свержение царской власти и приход двоевластия.
Еще в ходе революции пролетариат начал создавать Советы рабочих депутатов как органы революционной власти. Советы создавались по инициативе рабочих – эта идея жила в них еще с революции 1905-1907 годов. Большевики, в свою очередь, активно поддерживали народ и объединяли эти организации в Советы рабочих и солдатских депутатов. Выборы в Петроградский совет состоялись еще 27 февраля, во время хода боев, большинство в нем получили эсеры и меньшевики.
Революция призвала к политической жизни миллионы людей, которые плохо разбирались в политике, фактически они были выходцами из мелкой буржуазии, за их счет и держались меньшевики и эсеры. При этом партия большевиков за годы войны была ослаблена репрессиями, а выдающиеся лидеры большевиков находились в ссылке. В то же время меньшевики и эсеры не подвергались гонению со стороны царской власти, поэтому они были не только в большинстве, но и имели легальные органы власти. Это и объясняет их количественное большинство в сложившемся Совете.
Важно отметить, что советские авторы пишут о том, что большевики также не были большинством в совете, так как большая часть осознанных и политически грамотных рабочих были задействованы во время выборов в боях и не имели возможности выбирать представителей той партии, к которой относились.
Двоевластие, которое установилось в России, не выполняло своих обещаний, более того, оно, как и царская власть, взяло курс на войну, таким образом все большее вводя страну в дефицит еды, товаров, сырья. Люди начали все сильнее ощущать голод, зарплаты не повышались, а обещанный 8-часовой рабочий день так и не был законодательно принят. Народ был недоволен. В это же время Ленин В.И. все больше «подогревал» недовольство народа, выступая перед ним и настраивая его на новое революционное движение. Движущей силой Октябрьской революции стали большевики.
Свей вершины Ленин достиг, когда осенью 1917 года вернулся из Финляндии и начал открыто, активно и тщательно готовить новую революцию. Октябрьская революция состоялась достаточно быстро, при том, что в своем ходе она не была неожиданностью для тогдашней власти. Большевики всюду создавали отряды Красной гвардии. 25 октября состоялось взятие Зимнего дворца, что означало свержение власти в стране. Власть перешла к большевикам – власть перешла к Советам.
Как большое историческое событие, описан в советских учебниках истории ІІ Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который состоялся 25 октября 1917 года в 22 часов 40 минут. Из 673 делегатов на съезде участвовали 390 большевиков и 179 левых эсеров. На съезде было принято написанное Лениным воззвание «К рабочим, солдатам и крестьянам!». В этом документе вся власть перешла Советам рабочих, солдатских депутатов и крестьянам, которые должны были обеспечить подлинный революционный порядок.
Ленин подписал декрет о переходе фабрик, заводов, банков, железных дорог, шахт в руки государства. Директорами заводов назначались лучше рабочие заводов. Все богатства стали принадлежать народу. Советская власть уничтожила социальное угнетение. Все народы получили одинаковые права. Каждый народ теперь сам решал свою судьбу. Декретами советской власти церковники были отстранены от государственного управления и воспитания детей в школах. Рабочие, крестьяне, солдаты и матросы стали управлять государством. «Сбылась вековая мечта трудящихся». (Голубева 1965 г)
Итак, в советских учебниках истории, как видим, большевики превозносились, как партия, которая действует только во благо народа, трудящихся, крестьян, рабочих, армии. Именно большевиков считают основным движением, которое подняло народ на восстание против капитализма, на свержение царской власти и окончание эпохи империализма. Именно большевиков считают также сподвижниками Октябрьской революции, которая принесла стране власть Советов и провозглашение коммунизма в стране.
Дух, с которым написаны советские учебники – это дух силы и мощности, с которой действовали большевики. Это дух трудностей, из которых партия большевиков постоянно выбиралась, и преград, которые она преодолевала, несмотря ни на что. Хорошо прослеживается дух патриотизма и преданности коммунистической власти и безоговорочной ее правоты в решении всех государственных вопросов.

Заключение и вывод

В курсовой работе было проведено исследование одного из наибольших событий ХХ века в России – Великой Российской революции, которая включает в себя Февральскую и Октябрьскую революции, происходившие в 1917 году.
В первой главе курсовой работы изучалось изложение Великой российской революции – как пишут советские учебники Великой Октябрьской социалистической революции – в советских учебниках истории 4 и 9 классов.
Так причинами революций, по мнению советских авторов, было недовольство народа царской властью и активная пропагандистская работа большевиков по организации революционного движения в стране. При этом двигательной силой Февральской революции называется народ под влиянием большевиков, а октябрьской – большевики.
Историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, которое освещается в советских учебниках, заключалось в свержении капитализма и империализма, перехода власти к Советам, т. е. к трудящему народу, солдатам, морякам, крестьянам. Результаты Октябрьской революции представляются читателям только в положительном свете, часто упуская негативные моменты, которые могут омрачить результаты действий коммунистической партии. Учебники советских авторов пропитаны безграничным патриотизмом, безумной гордостью за партию и Ленина. Множество лозунгов изложены в учебниках, эпитетов, которые используются для описания действий большевиков. Читая данные учебники, можно сделать вывод, что исторические факты в них изложены с большим субъективным взглядом на происходящее и навязывание определенных желаемых впечатлений читателю.
Во второй главе курсовой работы таким же методом была изучена и освещена информация о событиях, происходящих в 1917 году, современными авторами. Причинами февральской революции называется недовольство народа войной, начавшейся в 1914 году, нарастающий голод людей, падение промышленности в России и бездарная власть царя Николая ІІ. Причинами Октябрьской революции называется двоевластие в стране, невыполнение данных народу обещаний, курс на продолжение войны, кризисы в экономике.
Основной движущей силой, которая спровоцировала и осуществила Февральскую революцию называется исключительно народ (рабочие, солдаты, крестьяне). Движущей силой февральской революции же называются большевики, которые во главе с В.И. Лениным решили отдать власть Советам во главе коммунистической партии.
Историческое значение революций 1917 года освещено более объективно и не эмоционально, коротко констатируя факты. Именно в этих учебниках рассказываются и негативные результаты, к которым привело необдуманное подписание ленинских декретов и, как результат, начало гражданской войны, длившейся до 1920 года (по некоторым источникам, в слабом режиме до 1922 года).
Итак, проведя анализ учебников советских авторов и современных школьных книг, можно сказать, что более объективно события Великой Российской революции изложены в современных учебниках истории. Они более объективно оценивают результаты революций, которые повлияли на историю России ХХ века. Советские авторы имели цель пропаганды коммунистической партии, прославления великого «вождя» Ленина, современные же авторы подобной идеи не исповедуют. Поэтому оценивать результативность революций предоставляется самому читателю. В любом случае, важно помнить, что Великая Российская революция – это, в первую очередь, победа народа над имперской властью, это труд и желание людей отвоевать для себя права и свободы человека.
Так, можно утверждать, что поставленные задачи курсовой работы выполнены, а цель достигнута.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ