использование музыки на занятиях изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цели и задачи

Введение и актуальность


Одна из отличительных черт художественного образа - многозначность. Образ так же глубок и богат по своему значению и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь и исчерпать ее невозможно. Эмоциональность -исторически ранняя и эстетически важнейшая первооснова художественного образа. Для его создания важно не только отражение действительности, но и идейно-эмоциональная направленность, достаточная для перевоплощений воспринятого окружающего мира. Французский скульптор О. Роден писал: «Искусство ... это отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается».
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что художественный образ – это всеобщая часть художественного творчества: присущая искусству; форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. В философском словаре художественный образ трактуется как форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.
Следовательно, художественный образ - это единство объективного и субъективного. Вместе с тем искусство не подразумевает, что его образы будут приниматься за реальность, т.к. в образ входит не только материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, но и его отношение к изображаемому, а также все богатство личности, создающей этот образ. Всякий художественный образ выступает либо как конкретное изображение тех или иных явлений действительности, либо как выражение определенных событий духовной жизни человека, либо переплетает между собой и то, и другое. Художественный образ имеет познавательную, оценочную и процессуальную стороны.
Как творческий процесс художественный образ исследовался в работах К. Харонова, который прослеживал в становлении и существовании образа следующие этапы:
- формирование художественного замысла;
- реализация замысла в языке и по законам данного искусства до окончательного завершения произведения;
- бытие законченного произведения как относительно самостоятельной целостной структуры;
- художественное восприятие, в котором не только репродуцируется творческий процесс, но и осуществляется вновь индивидуальное и историческое переосмысление объективной ценности художественного образа.
Не смотря на то, что изобразительное и музыкальное искусство развиваются параллельно, они тесно соприкасаются друг с другом. По словам Леонардо да Винчи музыка - это «сестра живописи». Такая взаимосвязь дает возможность знакомить детей с репродукциями картин, иллюстрациями, на основе которых они рисуют, лепят; знакомятся с формой, величиной, цветом, композицией, ритмом, объемом, пропорцией, позой, т.е. происходит взаимопроникновение музыки в изобразительное искусство. Прослушивание музыки в процессе продуктивной деятельности вдохновляет детей, дает возможность творчески выражать свои впечатления, передавать эмоциональное отношение к окружающей жизни, при помощи рисования, лепки и аппликации и других видов продуктивной деятельности. Поэтому не только на занятиях, но и в процессе повседневной жизни детей в детском саду нужно постоянно акцентировать их внимание на красоту окружающих предметов, учить замечать эту простую красоту, способствовать бережному, отношению к ней [3, 42].     

Заключение и вывод

За основу выполнении данного исследования была взята гипотеза о том, что изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной если:
- использовать музыку на занятиях и вне их;
- усилить эмоциональную насыщенность путем включения в систему педагогических воздействий комплекса средств различных искусств (художественного, музыкального, изобразительного);
- проводить работу с детьми на занятиях и вне их по законам художественного общения с использованием различных технологий;
- средствами музыки создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу уважения, доверия, открытости, готовность к творческому самосовершенствованию как со стороны педагогов, так и родителей.
В соответствии с гипотезой были поставлены задачи исследования:
1. Выявить влияние музыкального образа на детский рисунок.
2. Определить педагогические условия, при которых восприятие музыки и последующее графическое воспроизведение музыкального обреза способствуют развитию детского изобразительного творчества.
3. Выяснить соотношение отдельных средств музыкальной и графической выразительности в процессе взаимосвязи этих двух видов художественной деятельности. 
Для того, чтобы задачи были выполнены в группе создали условия для приобщения детей к различным жанрам музыки, а именно создание фонотеки для развития детей; старались использовать музыку на всех видах занятий; побуждали детей к использованию музыки в процессе самостоятельного рисования, лепки и других видов их деятельности.
Результаты проведенного исследования после целенаправленной работы по использованию музыки показали, что она активизирует изобразительную деятельность. Работы детей обогащаются новым содержанием, они находят свои варианты создания задуманных образов, поэтому их работы становятся более творческими и интересными. Образы музыки различных жанров помогают развитию всех видов изобразительной деятельности. Восприятию же музыкального произведения помогает дошкольникам созданный ими рисунок, они глубже осознают музыкальный образ, выразительные средства музыки, проникаются ее настроением.
При проведения комплексных занятий, на которых музыка и изобразительная деятельность используются в тесной взаимосвязи важно соблюдать последовательность. При этом ребенок учится осознать музыкальный образ в целом, а также средства музыкальной выразительности.
Занятие по изобразительной деятельности с использованием музыки вызывает у дошкольников позитивный эмоциональный отклик и желание рисовать, наклеить, лепить музыку.
Проведение таких занятий способствует развитию у детей уверенности в своих силах, пространственного мышления, учит детей свободно и уверенно выражать свой замысел, активизирует у детей желание творить.
Таким образом, проведенная нами последовательная работа дала свои положительные результаты, гипотеза нашла свое подтверждение.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ