особенности сатиры Диккенса в романе «Тяжелые времена «

Цели и задачи

Цель данной работы — изучить особенности сатиры в романе Диккенса «Тяжелые времена».

Введение и актуальность


Чарльз Диккенс родился в 1812 году в семье военно-морского офицера в городе Портсмуте. В возрасте 10 лет его глава семьи был отправлен в тюрьму за долги, семья была в бедности, и с этого момента маленький Чарльз должен был зарабатывать себе на жизнь. Подростки и молодые годы писателя были полны лишений и унижений, по природе у талантливого и чувствительного мальчика было слишком много времени, чтобы узнать всю неправильную сторону жизни.
Диккенс знал рабочие места, тайные прибежища, трущобы, обедневшие жизни бедных, преступников и коррумпированных женщин. Все, что он испытал позже, было бы необычайно ярким и реалистичным на страницах его книг. Еще позже, когда он стал известным писателем, он никогда не мог избавиться от призраков прошлого.
Диккенс считается одним из столпов реализма — одной из самых популярных тенденций европейской литературы девятнадцатого века. Диккенс начал свою творческую работу в качестве репортера. Из-за его таланта и безразличного отношения к проблемам современности он был быстро воспринят общественностью и стал одним из самых популярных авторов. Но славы знаменитого репортера было недостаточно для него — Диккенс хотел занять достойное место в обществе. Это можно сделать с помощью литературной деятельности.
И под его пером первые книги появляются последовательно: моральные очерки «Очерки Бозы» и юмористический роман «Кусочки смерти» из клуба «Пиквик». Вторая работа принесла ему огромную популярность среди читающей публики и сделала его известным писателем на ночь. Несколько лет спустя автор появился в новой роли серьезного автора, разоблачая пороки общества. Его работы «Приключения Николая Никльби» и особенно «Приключения Оливера Твиста» ярко и красочно изображали уродливую сторону английского общества. Этот роман получил широкий общественный резонанс и впоследствии привел к смягчению и даже отмене многих жестоких законов против бедных и детей-трудящихся.
В течение всех последующих лет Диккенс не уставал восхищать своих читателей новыми работами «Домби и сын», автобиографическим романом «Дэвид Копперфильд», который принес ему европейскую известность и многие другие произведения.
В среднем возрасте Диккенс, казалось, достиг всего, что хотел. Но ни слава писателя, ни позиция главного редактора Daily News, ни высокая плата, которая позволила ему жить в большом масштабе, не приносили ему покоя и счастья. Нервная, увлекательная природа также не позволяла ему наслаждаться семейным спокойствием. С его женой, Кэтрин Хогарт, он жил с восемью детьми всю свою жизнь, но из-за постоянных ссор и отношений с актрисой, Эллен Тернан не была довольной ею.
Последние годы жизни писателя также были омрачены его сомнениями в его собственном таланте. Писатель хотел увидеть постепенное изменение в обществе, в котором он жил, разрушение социальной несправедливости — все, что он осуждал на страницах своих книг. Но изменения были слишком медленными, автор страдал от собственной неспособности каким-то образом повлиять на ситуацию.
За эти годы он написал книгу «Тяжелые времена», в которой выразил свои сомнения относительно будущего своей страны. Измученный внутренними противоречиями, великий писатель умер от инсульта в 1970 году.

Заключение и вывод


Роман «Тяжелые времена» по праву считается одним из лучших произведений Диккенса. Особенно ценен он своей тонкой сатирической подачей сюжета, отображением характеров персонажей.
Во многих произведениях Диккенса встречаются сказочные элементы: мотивы, персонажи-злодеи, место действия («Лавка древностей», некоторые «Рождественские рассказы»). Он часто упоминает героев народных сказок, пишет о необходимости уважать сказку в «век утилитаризма». Для Диккенса это мир воображения, фантазии и мечты, который противостоит утилитаризму. Дружеские узы связывали Диккенса с Г.X. Андерсеном. В сказке писателя привлекала и моралистичность, назидательность, сближающая ее с притчей. В финалах своих романов Диккенс карает зло и награждает добродетель, причем часто делает это с викторианской методичностью, не забывая даже второстепенных персонажей.
В романе «Тяжелые времена» в форме сатирической притчи воплощено отношение писателя к современности. Естественно, притчевое начало не определяет полностью специфику романа, но является существенным для правильного понимания стилистики произведения.
Характеры этого романа устанавливаются с самого начала - каждый из них олицетворяет определенную идею. Судьба детей Гредгрейнда - Луизы и Тома — демонстрируют несогласованность философии «фактов и цифр» и образования в духе этой философии. Сесси Йооп представляет мир воображения, перед ней стоит Битцер, первый студент в школе г-на Гредгринда, поведение которого доказывает деструктивность полученного им образования.
Персонажи в романе подчеркивают одну или две особенности. Говорящие имена выделяют основной фокус изображения и раскрывают его аллегорическое значение. В «Hard Times» почти все имена имеют смысл.
Известно, что Диккенс часто использовал лейтмотивы. В. Дибелиус отметил один из побочных эффектов этого метода: «Стиль, основанный на формальных повторениях, чреват опасностью. Он дает мощную стилизацию реальности, яркий отбор и разграничение сущности, но подавляет все вариации и оттенки. В то же время лейтмотивы и повторения имеют сатирический, пародийный смысл.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ