Цикл и циклизация в лирике А. Блока

Цели и задачи

Цель исследования - проанализировать и описать механизм цикла и циклизации в лирике А.

Введение и актуальность


Поэт создал уникальное произведение - «роман в стихах», «трилогию вочеловечения», - построенное на художественных принципах лирической циклизации. «Лирическая трилогия» явилась грандиозным контекстом творчества А. Блока, и основан этот поэтический контекст на циклических единствах. Существование контекста творчества, в котором все обусловлено, начиная с отдельных слов и заканчивая «трилогией», оказалось возможным только благодаря способам организации отдельных стихотворений в целое, которые предполагала лирическая циклизация. Результатом такого взаимодействия стало появление особого типа текстопостроения, когда из самостоятельных произведений складывается еще большее единство. [1, с.44].
Трилогия» Блока представляет собой метациклическую систему с множеством пересекающихся и взаимодействующих смысловых планов. Для блоковского поэтического мира характерна устойчивость образов и сюжетов. От первого тома к последнему они не исчезают, не исчерпываются, а сосуществуют, но когда одни из них оказываются в центре, другие отходят на периферию. Такое смысловое движение происходит как на уровне отдельных слов, которые Блок называл «слова-острия» и на которых «растянуто всякое стихотворение», так и на уровне циклов, разделов, книг.
Блок создает поэтические контексты, разные по объему и организации материала, которые позволяют отдельному слову звучать не менее ярко, чем циклу или книге: «Поэтический контекст - понятие растяжимое. От фразы, от непосредственно данной ритмико-синтаксической единицы он восходит к произведению, циклу, творчеству писателя, наконец, к литературным направлениям, стилям. В разные эпохи, в разных индивидуальных системах доминируют контексты того или иного охвата».
Блоковская «трилогия» вбирает в себя стили предшествующих эпох, и в произведении появляются вечные образы и сюжеты, легко узнаваемые, за которыми стоит предшествующая традиция - Кармен, Гамлет, Офелия, Дон Жуан. Однако Блок не воспроизводит готовые сюжеты и образы, а переосмысливает их. Грандиозный контекст «трилогии» перестраивает эпическую традицию, расставляя новые акценты, и знаки, символы традиции начинают «служить» новому поэтическому миру. [21, с.12].
Контекст «трилогии» есть отражение цельного авторского сознания, к которому Ю.Н. Тынянов, применил новую категорию - лирический герой, но это не просто сознание поэта, а сознание «человека-эпохи», современника. В большей степени эпическое начало воплотилось в третьем томе. Создавая две линии контекстов, традиции, связанную с культурным фоном, и новаторства, собственную, Блок образует единый контекст, который позволяет придать произведению более жесткую, спаянную, цельную структуру.
Художественные принципы лирической циклизации способствовали созданию системы взаимодействующих элементов, а событийность (или ее иллюзию) ей придали многочисленные отсылки к предшествующей традиции. Блок берет наиболее известные сюжеты и образы, которые влекут за собой поток ассоциаций или событийный ряд, и встраивает в третий том. Происходит взаимодействие и проникновение двух типов контекстов, в результате образуется объемный контекст, эпический. Каждый из известных образов - это знак определенной эпохи, поэтому эти образы привносят в том необходимое эпическое начало и иллюзию событийности.
Лирическая трилогия» А. Блока не роман в чистом виде. Форма, созданная Блоком, только очень отдаленно напоминает «роман в стихах»
Лирическая трилогия» имеет лишь «сюжет прочтения», но несмотря на это, обладает повествовательным нарративным характером, что неоднократно подчеркивал сам поэт, однако способы организации этого текстопостроения иные, нежели в отдельном произведении. Художественные принципы лирической циклизации позволили создать контекст творчества, метациклическую систему, поэтический мир Блока или «Лирическую трилогию», в котором все элементы одинаково важны. [13, с.101].
Смысловые связи между элементами этой системы организованы на разных уровнях, что позволило создать особенно прочную структуру: слово и стихотворение, стихотворение и цикл, раздел, которые в свою очередь входят в книгу, а книги составляют «трилогию».
Наиболее спаянной структурой стал третий том. Циклические формы и способы их организации в единый контекст достигли в заключительном томе совершенства. В первом и втором томе есть центральные циклы, создающие образ тома - «Стихи о Прекрасной Даме» и «Снежная маска».
Поэтический материал третьего тома организован иначе. Все циклы и разделы в плане смысловой нагрузки равнозначны и уравновешены, они действительно является главами, образующими последовательное развитие тома. Однако разделы и циклы не совпадают в структурном отношении. Разделы третьего тома («Страшный мир», «Возмездие», «Разные стихотворения», «Арфы и скрипки», «Родина») формировались уже в контексте «трилогии», исходя из авторского замысла всего «романа в стихах». Циклы функционировали самостоятельно и печатались отдельно в отличие от разделов как самостоятельные художественные произведения.
Третий том-это сложная метациклическая система, в которой различные смыслообразующие связи скрепляют весь материал, начиная с отдельного стихотворения, заканчивая единством книг. В томе существуют четыре типа поэтических единств по мере усложнения формы - подцикл, раздел, цикл, поэма. В целом все единства являются главами «романа в стихах», но их отличает организация поэтического материала.
Каждая циклическая форма - это особое текстопостроение. Поэтому одной из актуальных проблем изучения лирической циклизации является рассмотрение способов организации текстопостроения, которое различается в разных циклических формах. Только на уровне организации структуры возможно разграничение самих циклических форм, так как в особенностях текстопостроения выражена специфика этих поэтических единств, и отграничение их от смежных явлений, например, лирической поэмы. [18, с.55].
Личность Блока оказалась неотделимой от созданного произведения: «Что мне делать и с собственной жизнью, которая отныне стала искусством.». Позднее, уже после смерти поэта, Анна Ахматова написала, что примечательно, цикл, посвященный Блоку «Три стихотворения» (19441960). Каждое стихотворение соотносится с одним из томов «трилогии», л повторяя общую структуру «романа в стихах» . Страницы этого романа раскрывают судьбу поэта, ставшего «человеком-эпохой». Художественные принципы лирической циклизации позволили создать особый тип текстопостроения, что раскрыло новые возможности для поэта-лирика -средствами лирики воссоздать «эпохальное сознание современника».

Заключение и вывод

Обобщив данные, полученные в результате работы с выше перечисленными материалами, мы пришли к выводу о справедливости выдвинутой нами гипотезе о тернистом и долгому пути А.А. Блока от поэта, увлеченного модным литературным и философским направлением символизмом, к Поэту – философу, у которого, с одной стороны, сложилось собственное видение темы поэта и поэзии, с другой – который развивает традиционное для русской литературы представление о миссии поэта и назначении поэзии. «Трилогия» Блока стала уникальным произведением, в основе которого лежит метациклическая система. Минимальным структурным элементом системы является стихотворный цикл. «Поэтическая мысль Блока кристаллизуется именно в циклах; система циклов наиболее адекватна неизменному тяготению Блока к созданию монументальных контекстов».
Говорить о том, что цикл обладает жанровым потенциалом, можно с трудом, поскольку сложно вывести ряд универсальных (жанровых) признаков, характерных только для лирического цикла. Из таких признаков можно назвать только общность заглавия и единство темы, которые объединяют ряд относительно самостоятельных текстов. Все остальные признаки будут относительными и различаться не только у разных поэтов, но и в пределах творчества одного автора.
Сюжет в лирическом цикле многослоен, состоит из целого ряда сюжетных ситуаций параллельно существующих, а не пересекающихся как, например, в романе-эпопее: цикл включает сюжетные ситуации отдельных стихотворений, сюжет общий для всех текстов, а иногда и сюжеты текстов-источников. 
Сложность жанрового спора заключается не только в том, что лирический цикл – необычное поэтическое образование, окончательно сформировавшееся в русской литературе только в творчестве символистов, – не входил изначально в классическую жанровую систему, но и в том, что цикл не обладает потенциалом самостоятельного жанра. Цикл – устойчивая поэтическая форма, «сверхжанровое образование», в котором изначально присутствует установка на множественность; по своей природе лирический цикл призван объединять стихотворения, сюжеты, жанры. Такой синтез позволил А. Блоку создать эквивалент большой поэтической формы – «роман в стихах». 
Блок придает произведению необходимое единство и впечатление общего сюжетного движения, что отразилось в первую очередь в делении «Собрания стихотворений» на три книги, книги поделены на циклы и разделы, разделы на стихотворения и внутренние циклы. Такой каркас позволил создать более жесткую структуру с тесным переплетением циклических форм, взаимодействие и расположение которых раскрывает специфику текстопостроения в «Собрании стихотворений» Блока. 
Ни у кого не вызывает сомнений, что третий том представляет собой историко-культурную ценность. Это давно стало общим местом в блоковедении. Но «трилогия» как инвариантная модель, включающая в себя основные принципы метациклического текстопостроения и демонстрирующая возможности циклизации, еще не была исследована и описана. В работе и была предпринята попытка показать, что Блок создал такую структуру, которая позволяет поэту, оставаясь в пределах лирики, безгранично раздвинуть ее границы и воплотить эпическое содержание.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ