Особенности патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма [26, с.80].
Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную среду ребенка решаются следующие задачи [20]:
формировать положительное отношение к воинам Российской Армии, чувство гордости за российских солдат;
содействовать осознанию воспитанниками общественного долга, развитию дисциплинированности;
способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
создавать условия для выполнения физических упражнений, направленные на преодоление трудностей физического характера;
развивать у детей терпение и выносливость.
Традиционной уже формой работы в системе патриотического воспитания дошкольников в ДОУ является мероприятие с участием родителей, педагогов и детей — военно-патриотическая игра «Зарница».
Командиры (педагоги) вместе с подопечными (воспитанниками) проходят все этапы игры по заданному маршруту, который получают от генерала (заведующего ДОУ) и главного военного командующего (инструктора по Ф/К). На пути участников игры встречаются непростые испытания — «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет в штаб», «Собери костёр» и другие.
Воспитание любви к Малой Родине.
В основу патриотического воспитания в детском саду должна быть положена любовь к своему родному краю, к своей Малой Родине. Собственно в дошкольном возрасте подставляются основные принципы познавательного интереса к исследованию города, находящегося вокруг ребенка макромира, формируются обстоятельства для развития моральных чувств, этики действия, что составляет основу для духовно – ценностного и гражданского воспитания [14].
Краеведение играет огромную роль в деле патриотического воспитания, оно неоценимо в приобщении к миру красоты и добра, в воспитании хорошего вкуса, высоких норм поведения в обществе [23, с.90].
Поэтому важно, чтобы ребенок уже в младшем дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Основными формами организации работы с детьми младшего дошкольного возраста в данном направлении являются:
интегрированные занятия;
дидактические игры;
познавательные игры;
познавательные рассказы педагогов, родителей, ветеранов ВОВ, бабушек, дедушек;
совместные семейные праздники, развлечения;
работа с моделями и схемами;
самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
чтение познавательной литературы;
экскурсии, целевые прогулки, походы; беседы;
совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом;
участие в городских конкурсах.
Музейная педагогика.
Центральные задачи музейной работы в ДОУ [18]:
сохранение культурного наследия района, города, детского сада;
приобщение к судьбам страны, «малой родины», семейным ценностям;
воспитание патриотического сознания дошкольников;
формирование нового содержания в образовании детей дошкольного возраста отвечающего требованиям современности;
включение музея в единое учебно-воспитательное пространство дошкольного учреждения.
Воспитание этнической толерантности.
В основе патриотического воспитания находится понятие «толерантность». Формирование толерантных качеств — продолжительный и трудный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период развития личности и в какой-то мере текущий в течение всей жизни [16].
Развитие толерантных взаимоотношений у ребят младшего дошкольного возраста имеет возможность формироваться через игровую, просветительную, продуктивную, театрализованную, музыкальную активность, организацию экскурсий, домашних праздников. Не меньше значителен, а даже наиболее нагляден индивидуальный пример преподавателя – изо дня в день ребенок обучается у него быть любезным, цивилизованным, интересоваться отличительными чертами государственной культуры у ровесников, распознавать устои и характерные черты обихода, получать и понимать на уровне психологическом «непохожих» на него ребят.
Работа с родителями.
Семья — первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья — транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания в ДОУ оказывают следующие действующие формы работы с детьми и родителями [12, 27, 5]:
Целевые прогулки к Площади Памяти в сочетании с экскурсией по мини-музею детского сада.
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей.
Использование ИКТ-технологий.
Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
Встречи с ветеранами труда, представителями Казачества, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.
Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование патриотических чувств дошкольников.
Подводя итог всего выше изложенного можно сделать выводы о том, что патриотическое чувство не возникает само по себе. Данное итог долгого, целенаправленного формирования ребенка и индивидуального примера окружающих взрослых, начиная с раннего детства. Отчизна – данное не та держава, в которой проживает человек, а та, что живет в каждом человеке.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ