Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи.

Если обратиться к возрастным периодам, то можно увидеть, что данный этап обучения приходится на начальную стадию физического созревания. В это время учащиеся проходят большой этап в физическом, умственном, нравственном и социальном развитии. В этом смысле наступает новая эпоха «детства». Основные изменения на данном возрастном этапе представлены:
Подростковый возраст (11-16 лет).
Ведущая деятельность: Учебная, также проявляется интерес к участию в общественно-полезной деятельности (трудовая).
Социальная ситуация развития: Перестройка системы «Я-общество». Осознание себя – субъектом взаимодействия.
Психические новообразования: Рефлексия, произвольность мышления, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, самооценка, умение подчиняться нормам коллективной жизни.
Физиологические изменения: Гормональное созревание, изменяются пропорции тела, проявление вторичных половых признаков, появление полового влечения, перестройка моторно-двигательного аппарата, повышенная утомляемость.
Подростки очень быстро растут. Неравномерный рост сердца и сосудов у младших подростков приводит к их повышенной утомляемости, быстрому спаду работоспособности, что сочетается с проявлением раздражительности, упрямства, негативизма, склонности к немотивированным аффективным вспышкам.
Американский психолог А. Гезел описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (от 11 до 16). Нас интересует возраст детей 5-7 классов, а именно 10-13 лет [8]:
10 лет – ребенок уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь;
11 лет – ребенок импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками;
12 лет – вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу;
13 лет – подросток самокритичен, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе [15, c. 45-56].
Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких направленностей подростка, которые он назвал доминантами [7]:
— эгоцентрическая доминанта. Интерес подростка к собственной личности;
— доминанта дали. Установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него более субъективно приемлемы, чем ближние;
— доминанта усилия. Тяга подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях;
— доминанта романтики. Стремление подростка к неизвестному, к рискованному, к приключениям, героизму [6, c. 205].
Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах, характеризующих систему социальных отношений подростка:
— возникают трудности во взаимоотношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка теперь происходит вне школы;
— детские компании. Поиск друга, поиск того кто может тебя понять.
Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе, поиск ответа на вопрос «Кто Я?».
Этот период нельзя рассматривать только с одной стороны. Нельзя обращать внимание лишь на негативные проявления данного возраста. Ведь у подростка изменения происходят «по ступеням».
Можно выделить три ступени:
5 класс – деятельность педагога рассчитана на профилактику утомления и недисциплинированности. Желательно заметнее чередовать моменты, требующие внешне выраженной активности, с моментами релаксации (спокойного слушания), а также уменьшать напряженность и темп деятельности к концу урока (особенно в конце дня).
6 – 7 класс – повышенная утомляемость исчезает, уступая место выносливости к физическим, интеллектуальным и волевым перегрузкам. Требуется энергетическая разрядка. Урок может быть более напряженным по темпу и интенсивным по нагрузке.
У подростков сильно развита ситуативная речь. Интересно, что в 6 классе развитие устной ситуативной речи как бы приостанавливается, к 7 классу развитие ускоряется, однако средний уровень владения языком и беглость речи все еще не высоки. Но при этом возникают весьма заметные проблемы в обучении русского языка. Ведь в 6 — 7 классе ярко проявляется желание подростка общаться на интересующие его темы, а не то, что требует школьная программа. Хотя он не обладает требуемыми лексическими знаниями, все же стремится к эмоциональному общению.
Это было замечено еще Л.С. Выготским, он писал, что: «подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познает самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы» [6, c. 102].
А так как основной задачей педагога является мотивирование школьника на обучение, то следует принять во внимание, что принятие точки зрения подростка и его желания развивать свои навыки может способствовать формированию мотива обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый этап становления в подростковом возрасте требует особо отношения к учащемуся и предмету. Если в 5 классе можно использовать игры для разрядки физической и интеллектуальной, то в 6 — 7 классе необходимо больший упор делать на изучение материала — слушанием и запоминанием.
Для оптимальной организации процесса обучения помимо знания структуры урока, его содержания и психолого-педагогической характеристики интересующего возраста, необходимо помнить, что методической основой самого процесса обучения и деятельности педагога должна быть теоретически обоснованное направление, руководствуясь которым педагог будет действовать.
Для эффективной работы с детьми среднего школьного возраста необходимо знать об особенностях их возраста. Наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность и вспыльчивость, склонность к аффектам. Изменения происходят и в познавательной деятельности учащихся:
— Замедляется темп учебной деятельности (учащемуся требуется больше времени на выполнение заданий, в том числе домашнего задания);
— Учащиеся отвлечены, часто раздражены, иногда капризны, происходит частая смена настроений.
Эти факторы часто являются причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Из вышеперечисленных характеристик, можно сделать вывод, что учащимся в этот период необходимо больше времени для обработки изучаемого материала, сильные психологические и физические нагрузки будут негативно сказываться на ребенке, педагогам следует быть внимательнее и мягче к ученикам.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ