Организация культурно-творческого досуга детей среднего школьного возраста

Цели и задачи

Цель исследования - изучить особенности организации культурно-досуговой деятельности детей среднего школьного возраста.

Введение и актуальность


Наиболее распространённой формой проведения досуга подростков остается общение. Исследователи психологии подростков едины во мнении, что общение друг с другом имеет колоссальное значение для подростков. Соответственно, основной характеристикой подросткового возраста остается переориентация общения с семьи, родителей и учителей, и вообще старшего поколения, на сверстников, наиболее равных по положению. Необходимость общения среди сверстников, которых не заменяют родители, возникает у детей очень рано, усиливаясь с взрослением. Поведение подростков коллективно-групповое. Данная специфика поведения подростков учёными объясняют так:
-контакт со сверстниками - наиважнейший канал информации, о вещах, которые не сообщаются им взрослыми;
-специфическая механика отношений, игра в группе, виды совместной деятельности, вырабатывающие необходимый опыт социального взаимодействия, навык подчиняться коллективу, отстаивая свои права;
-специфический эмоциональный контакт, ощущение принадлежности группе, солидарность, дружеская взаимопомощь вызывает у подростка чувство благополучия и стабильности [26, с. 19].
Социально направленное общение - контакт, основанный на выполнении общественно-важных мероприятий - «я» и «общество». Общение, ориентированное на социум, обеспечивает социальные потребности подростков, являясь фактором, помогающих развитию форм жизни групп в обществе, команд, организаций и т.д. [24]
Исследования ученых в области возрастной педагогики и психологии определили, что необходимое для подростка интимно-личностное общение, в основном, удовлетворено на 32%, потребность социально-ориентированного общения остается, не удовлетворена в 38,5% случаях, что способствует преобладанию стихийно-группового общения (57%), хотя данная потребность имеется в минимальном количестве. Планомерное и последовательное вовлечение подростка в общественно-полезную деятельность, резко увеличивает его потребность в социально-ориентированном общении, одновременно значительно снижая потребность в интимно-личном общении, а потребность стихийно-группового общения сокращается почти до нуля [35].
Любой вид досуговой деятельности может быть применен для самоорганизации либо организации досуга подростков и детей. Важно заполнить все свободное время подростка, но не по принуждению, а с согласия с его интересами [18, с. 126].
Анализируя научную литературу и повсеместную практику содержательного досуга детей среднего школьного возраста, можно выделить виды деятельности, направленные на эффективную работу с детьми и подростками в свободное время. Большинство российских и иностранных ученых прямо связывают свободное время с деятельностью для самодеятельного развития способностей подростков [22, с. 117]. В обширном спектре мнений ученых о содержании и структуре деятельности во время досуга, целесообразно особо обозначить такие виды деятельности:
-образовательная;
-культурно-досуговая;
-трудовая;
-спортивно-рекреативная;
-научно-исследовательская;
-коммуникативная;
-игровая.
За рубежом в структуре деятельности каждой личности выделяют 4 её вида: учёба, труд, общение, игра [40].
Анализ содержания свободного времени детей и подростков из практики работы центров дополнительного обучения детей и подростков показал, значительный вес в его структуре занимает образование. Дополнительное образование, не регламентируемое государственными обязательствами, основанное на интересах личности, добровольного и самостоятельного выбора самих детей, покрывающее широкий спектр разнообразных индивидуальных интересов из богатого набора средств, форм, идей, методов извлечения знаний и умений, достаточных для достижения успеха в дальнейшей жизни развивает знания и навыки общеобразовательной школы [13, с. 29].
Основным видом наполнения досуга детей среднего школьного возраста является культурно-досуговая деятельность - сфера самореализации и самовыражения личности [38; с. 178]. Формы работы со школьниками должны быть направлены на продвижение познавательных навыков и способностей. В период взросления существенны изменениями психики, физиологии, взаимоотношений личности, когда подростки вступают в отношения с взрослыми на равных [34, с. 158]. Ими дифференцируется подход к выбору эффективных форм взаимодействия.
Начнем с художественной формы, которая содержит в себе информацию о наиболее активных событиях, объединенных по степени значимости, и преподносится с помощью образов и эмоций по средствам воздействия. Например, представления, вечера, шоу-представления, зрелища, литературные встречи, творческие вечера с интересными людьми.
Просветительские формы содержат в себе лекции, обсуждения, диспуты, дискуссии. Школьник познаёт что-то новое, и учится формулировать свою точку зрения.
Из практики досуга известен познавательно-развлекательный вид форм взаимодействия. Он важен детям и подросткам в момент, когда игра теряет свою «таинственность» и основной становится познавательная значимость игры.
Формы, заимствованные из телевизионного экрана, например, познавательно-развлекательные игры «Что? Где? Когда», «Своя игра», «Умники и умницы», очень интересны и эффективны, если использованы в практике досуговых центров.
Особенно интересна детям среднего школьного возраста форма организации досуга в виде диско-клуба. Существует несколько видов дискотек: просветительско - образовательный (дискоклуб) и танцевально - развлекательный (дико - танцплощадка, танце - пол). Первый случай имеет чёткой целью тематическое сопровождение, другой не имеет никакой цели. Организация дискоклуба способствует формированию музыкального вкуса.
Важнейший традиционный вид занятости школьников в свободное время - спортивно-оздоровительная деятельность. В России в современной действительности состояние здоровья школьников вызывает большую тревогу. Здоровый образ жизни, рационально построенный режим обучения, отдыха, физические занятия в оптимальном режиме, здоровое питание, психофизические мероприятия, закаливание могут стать фундаментом любого из социальных институтов [29, с. 220].
Подытоживая сказанное, отметим, что обучение, культурно проводимый досуг, спорт, труд, общение, общение в игре взаимно увязаны между собой и являются содержательной стороной детского и подросткового образа жизни, их творческого развития в свободное время [14, с. 19]. Государство и общество совместно выработало соответствующее направление развития, исходя из системы мер, основанных на прикладных и фундаментальных исследованиях досуговой деятельности на всех уровнях [3].

Заключение и вывод


По результатам написания ВКР можно сделать следующие выводы.
Проблема организации досуговой деятельности является одной из приоритетных задач современного общества. Необходимость формирования самостоятельной, активной личности, способной к самореализации и самосовершенствованию, требует создания условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности; компенсировать дефицит общения со сверстниками со схожими интересами и потребностями; заполнить свободное время новыми досуговыми формами деятельности, отвечающими запросам времени.
Современный мир создает необходимость правильной и эффективной организации культурно-досуговой деятельности школьников среднего звена. Сегодня этому вопросу не уделяется должного внимания, школьники имеют не совсем верные представления о досуге, предпочитая его пассивные формы, либо не имея особого желания участвовать в мероприятиях.
Изучив понятия "культурно-досуговая деятельность", "досуг", "педагогические условия", мы выяснили, что культурно-досуговой деятельностью является мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности.
Организация культурно-досуговой деятельности способствует реализации будущей жизненной программы, формированию характера, ответственности, инициативности, уважительного отношения к себе и окружающим. К самому высокому уровню культурно-досуговой деятельности можно отнести творческие виды досуга, так как именно творчество в различных его проявлениях способно поднять личность на новую ступень саморазвития, самореализации.
Содержание культурно-досуговой деятельности детей среднего школьного возраста многогранно и зависит от особенностей данного возрастного периода, интересов и склонностей подростков, а также от современного обустройства среды, в которой мы сейчас живем.
Организуя досуг, важно учитывать все особенности, прежде всего используемые формы и методы. Их выбор зависит от сформированного плана культурно-досуговых мероприятий, индивидуальных особенностей подростков, направлений досуга и имеющихся возможностей.
В рамках реализации одного плана мероприятий можно и нужно использовать разные формы и методы, различные их сочетания. Это позволит сделать досуг более интересным и увлекательным и достигнуть реализации поставленных задач в полной мере.
Организованная досуговая деятельность позволяют детям и подросткам содержательно и с пользой проводить свободное время. Специфика досуговой деятельности детей и подростков обусловлена современной социально-экономической ситуацией, их возрастными особенностями и состоит в единстве мотивации, поведения и самосознания. Процесс организации досуговой деятельности детей и подростков в условиях клубов по интересам включает:
-цель и задачи формирования культуры досуга детей и подростков;
-взаимодействие субъектов социокультурного взаимодействия (подростки, педагоги, родители, представители общественных организаций и др.);
-принципы формирования культуры досуга детей и подростков (индивидуальности, свободы выбора, самовыражения, творчества);
-условия организации досуговой деятельности;
-направления взаимодействия субъектов досуговой деятельности;
-содержательную деятельность (чаще всего коллективную) и результат - повышение уровня и качества досуговой деятельности детей и подростков.
Таким образом, учитывая особенности среднего школьного возраста, интересы, хобби и увлечения подростков, подбирая необходимые формы и методы и опираясь на разработанные рекомендации, можно увлекательно, познавательно и результативно организовать культурно-досуговую деятельность школьников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ