Опера

Столь эмоциональное описание, по всей вероятности, очень верно передавало обстановку, царящую на репетициях. Дело было настолько серьёзным, что после первой репетиции с хором Дворжак забрал рукопись. Прошли слухи, что он уничтожил рукопись, но они оказались неверными. Тем не менее, «Король и угольщик» получил обвинение в подражании Вагнеру и в слишком больших трудностях, показавшихся его современникам чрезмерными.
Но на этом композитор не остановился, он не был сломлен и написал новую версию оперы. Во второй редакции влияние Вагнера тоже было заметно, особенно в вокальных партиях (школа мастеров Нюрнберга), но всё это было сделано в облегчённом варианте. В этом варианте большую роль сыграли элементы чешской народной музыки, особенно в многочисленных танцевальных сценах. Оркестровка несколько проще и более гармонирует с темой, чем это было в первой версии. Вокальные партии стали более мелодичными. «Король и угольщик» в своей второй версии содержит как драматические (они относятся к Альфреду и первоначальный вариант), так и народные, комические элементы, от которых дорога ведет прямо к его более поздним шедеврам.
На этот раз опера была принята Временным театром без оговорок, в котором теперь появилось новое руководство. Следует отметить, что в театре в это время происходили внутренние интриги: Б. Сметана должен быть покинуть своё место в пользу соперника Ж.Н. Майера. Ранее Сметану обвиняли в том, что он, будучи в роли главы оперы, выступал против деятельности других молодых отечественных композиторов, в том числе, и Дворжака. Поэтому новое руководство, которое было настроено против Сметаны, заинтересовалось быстрым запуском оперы Дворжака. Кроме того, новая версия также хорошо оценивалась самими музыкантами и певцами театра, и на этот раз испытания проходили без хлопот. Премьера случилась 24 ноября 1874, то есть всего через три недели после того, как Дворжак завершил партитуру.
Премьера прошла с большим успехом, хотя уже тогда были упрёки в слабом либретто. Однако «Короля и угольщика» дали всего четыре раза. Сам Дворжак несколько раз возвращался к своей опере. Когда в 1881 году опера должна была снова ввестись репертуар театра, он сделал ещё несколько изменений.
Для первого показа «Короля и угольщика» в новом Национальном театре Дворжак провел более глубокую редактуру оперы в феврале-марте 1887 года. Помогал ему в этом известный музыкант Вацлав Новотный (1849 – 1922); в первом и втором действии он убрал некоторые моменты и сделал многочисленные стилистические поправки. Слишком «народные» элементы и рисунки персонажей были сглажены и несколько упрощены. Основные изменения касались третьего акта, которые Новортный полностью переписал; он стремился усовершенствовать образы некоторых геронв: персонажей: Евы, королевы и Секачека.
В свою очередь, Дворжак также почти полностью переосмыслил этот акт, и только некоторые отрывки, особенно оригинальный балет, были сохранены из оригинальной версии. В этом авторском виде зрителю опера была впервые представлена впервые 15 июня 1887 года. Семь представлений «Короля и угольщика» в этом году также были последними в жизни Дворжака.
Опера «Король и угольщик» редко ставились позже. Национальный театр вновь поставил его в 1914 году в период крупной оперной реформы, проведённой композитором Карлом Коваржовице (1862 – 1920). После этой постановка оперы последовала другая в 1915 году и далее снова в 1956 году. Между тем, в 1929 году была впервые повторена первая версия «Короля и угольщика». В 1928 году оперу поставил театр в Оломоуце, в 1950 году театр Опавы.
И всё же тяжёлая история с оперой «Король и угольщик» оказала большое влияние на становление А. Дворжака как композитора. В.Н. Егорова пишет по этому поводу: «Примерно с осени 1874 года, после неудачи с “Королём и угольщиком” и строгого суда над своим творчеством, у Дворжака начинается процесс постепенного освобождения от чужих влияний. Признаки его заметны в последних камерных опусах (квартетах фа минор и ля минор) и в Четвёртой симфонии, в которых одновременно формируются и некоторые особенности индивидуального почерка композитора. В процессе поисков своего лица, становления национальных черт музыки Дворжаку помог творческий пример некоторых славянских композиторов, и в первую очередь его соотечественника – Бедржиха Сметаны».
Итак, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что опера «Король и угольщик» не только явилась подтверждением самобытного таланта А. Дворжака и оказалась первым исполненным на сцене произведением, но и оказалась точкой отсчёта для высвобождения от посторонних влияний, приблизила его к национальным истокам.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ