Организационно-правовые формы и методы финансового контроля

В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорится, что государственный и местный финансовый контроль осуществляется: «… законодательными государственными органами; исполнительными органами государственной власти и исполнительными и распорядительными органами муниципальных объединений».
Контроль за деятельностью законодательных (представительных) органов дает право создавать собственные контрольные органы (Счетная палата Российской Федерации, Контрольные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, исполнительными и распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований, осуществляется: Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской федерации и муниципалитетов, а также бюджетными управляющими.
Счетная палата Российской Федерации осуществляет постоянный государственный финансовый контроль. Счетная палата Российской Федерации основывает свою деятельность на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 11 января 1995 г. № 4 «О Счетной палате Российской Федерации», других федеральных законах.
Основной задачей Счетной палаты является внешний контроль за исполнением федерального бюджета. Счетная палата выполняет:
контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных федеральных фондов, оценка их целесообразности;
оценку эффективности и целесообразности использования государственных средств и федеральных активов;
оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, осуществляет ревизии и проверки;
рассмотрение проекта федерального бюджета, законов и других нормативных законов;
анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.
На уровне субъектов Российской Федерации внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют контрольно-учетные органы, созданные законодательными органами (представителями).
Министерство финансов Российской Федерации не осуществляет прямого государственного финансового контроля. Он координирует и контролирует деятельность федеральных служб в сфере своей ответственности: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов по исчислению и взиманию таможенных пошлин для определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов Российской Федерации и федеральные службы осуществляют свою работу в сотрудничестве с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями. Их деятельность основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и законах Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфинндзор) выполняет функции финансового и бюджетного контроля и надзора, а также функции органа валютного контроля в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. Служба проводит проверки законности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных специальных фондов и имущества, принадлежащего федеральной собственности.
Также осуществляет контроль за выполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре со стороны органов финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за валютными операциями (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) в Российской Федерации, а также за соблюдением нормативных актов органов валютного регулирования и валютного контроля, проверяет полноту и правильность учета и отчетности по валютным операциям; организует разработку и ведение единой информационной и аудиторской системы для финансового и бюджетного контроля и надзора.
Федеральная служба страхового надзора контролирует страховую деятельность, а именно: соблюдение законов о страховании посредством объектов страхования, в том числе посредством проверок его деятельности на месте; обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков в отношении формирования страховых резервов, состава и структуры активов и прочее. Эта служба также осуществляет полномочия в отношении сбора, обработки и анализа отчетов страховых организаций. с обобщением практики страхового надзора и подготовкой предложений по совершенствованию законодательства об осуществлении страхового надзора.
Одной из важнейших задач Федерального казначейства является организация и контроль исполнения федерального бюджета. Органы Федерального казначейства осуществляют временный и постоянный контроль за использованием средств федерального бюджета.
Основными задачами Федеральной службы по финансовому мониторингу являются мониторинг соблюдения законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма юридическими и физическими лицами. Сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с фондами и другими активами, подлежащими контролю, проверка полученной информации; выявление признаков сделок с наличными или иным имуществом в связи с легализацией доходов, полученных преступным путем. Федеральная служба по финансовому надзору подчиняется Правительству Российской Федерации.
Определенные полномочия контроля принадлежат Президенту Российской Федерации и специальным органам, таким как Контрольное управление Президента Российской федерации.
Основными задачами Контрольного управления Президента Российской Федерации являются:
мониторинг и проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
мониторинг реализации национальных проектов;
контроль и проверку исполнения поручений Президента Российской Федерации и главы ее администрации;
контроль за выполнением распоряжений Президента Российской Федерации и других программных документов главы государства;
информирование Президента Российской Федерации и главы администрации о результатах проверок и составление предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ