Олигополитические рынки и их роль в экономике РФ

Цели и задачи

Цель курсовой работы – исследование роли олигополистических рынков на экономику России.

Введение и актуальность


Последователь придерживается предположения Курно, он принимает решения об оптимальном объеме выпуска в соответствии со своей кривой реакции, полагая объем выпуска конкурента заданным и приспосабливая свое производство к этому объему. Лидер, напротив, играет доминирующую роль на рынке. Он понимает, что другая фирма ведет себя как последователь, и зная кривую реакции этой фирмы, принимает свои решения об объеме выпуска, по сути, как монополист.
Сравнение равновесия Курно и равновесия Штакельберга показывает, что позиция фирмы-лидера более предпочтительна, чем в симметричной ситуации модели Курно, однако если обе фирмы стремятся стать лидерами, это ведет к агрессивной конкуренции и ценовой войне, которая может привести к снижению цен до конкурентного уровня и будет продолжаться до тех пор, пока одна из фирм не откажется от своих притязаний.
Модель ломаной кривой спроса позволяет объяснить причину стабильности цен на олигополистическом рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.
Исключением может быть ситуация, когда издержки олигополистических предприятий существенно отличаются друг от друга, и фирма с наименьшими издержками может назначить более низкую цену, чтобы использовать данное преимущество. Более того, поскольку покупатели могут достаточно легко поменять продавца, выбирая того, у кого цены ниже, конкуренция заставляет участников олигополистического рынка продавать продукцию по одинаковым или почти одинаковым ценам. Исключением является дифференцированная олигополия. Если фирма сформировала высокую приверженность своей торговой марке среди покупателей, то они будут готовы платить более высокую цену за покупку более качественного товара.
Результаты исследований показывают, что в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях сильно дифференцированных участники олигополистических рынков взимают сопоставимые цены.
Понижение цены одним из участников олигополии может быть расценено не как попытка ценовой конкуренции, а следствием того, что:
товар устарел и возникли проблемы с его сбытом;
фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. Соответственно и реакции конкурентов будут зависеть от их видения ситуации.
С другой стороны, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции, когда в течение некоторого периода наблюдается повышение общего уровня цен в экономике, или, когда в отрасли имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе

Заключение и вывод

В ходе исследования были рассмотрены основные понятия олигополистических рынков, виды олигополий, положительные и отрицательные стороны работы олигополистических рынков, а также была проанализирована роль олигополистических рынков и предприятий в российской экономике и эффективность применяемых методов государственного регулирования олигополистических рынков в России.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, для которой характерно стратегической взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж и применяющие в основном неценовые методы конкуренции. Рынок олигополий имеет ограниченное количество фирм, концентрирует производство у отдельных фирм, ограничивает доступ в отрасль новых предприятий и предполагает стратегическое поведение фирм. Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства.
На рынках олигополии подразделяются на те, которые приходят к соглашению об установлении цен и те, которые работают в условиях «ценовой войны».
Наиболее заметным достоинством существования олигополий является продвижение научно-технического прогресса. Негативная оценка олигополий определяется прежде всего тем, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста.
Оценивая значение олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.
Российский рынок сотовой связи — это олигополистический, жизнеобеспечивающий, либерализованный отраслевой сегмент, ведущие позиции в котором занимают такие операторы, как ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Вымпел Коммуникации» и ОАО «Мегафон», контролирующие свыше 80 % рынка сотовой подвижной связи.
Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигополистический характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании, которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. Олигополистические компании на рынках добычи и переработки нефти занимают более 75 % от общей доли рынка. Рынок добычи и переработки нефти играет значительную роль не только в экономике России, но и в экономиках других странах, которые импортируют нефтепродукты из России.
ФАС и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации продуктов и уровня цен в регионах.
ФАС постоянно возбуждает антимонопольные дела на рынке сотовой связи и рынке добычи и переработки нефти. Однако на рынке нефти ФАС осуществляет более пристальный контроль нежели на рынке сотовой связи - это в первую очередь связано со значением сырьевого рынка для России. Предлагается установить более жесткий контроль за деятельностью компаний на других олигополистических рынках подобию контроля на рынке добычи и переработки нефти.
Олигополистический рынок является неотъемлемой частью Российской экономики. Олигополистическими рынками в России являются жизненно необходимые отрасли для нормального существования как отдельного человека, так и России, как страны в целом.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ