Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений

Цели и задачи

Цель курсовой работы изучить психолого-педагогические особенности взаимоотношений поколений в современном обществе.

Введение и актуальность


Важно иметь в виду, что поколения ответственны перед историей за бережное отношение к культурному наследию народов, за сохранение самобытности и национального своеобразия культур. В этом заключается духовная воспитанность человека. Невежество и примитивизм, споры и распри на национальной почве, неуважение к другим народам и самовосхваление создают основу для конфликта поколений.
Перечисленные аспекты взаимоотношения поколений достаточно условны. Они лишь намечают общие контуры проблемы трансляции культуры. В реальной жизни эти аспекты переплетены между собой, в одних сферах столкновения интересов могут быть более острыми, в других – сглаженными. Поколения неизбежно отличаются друг от друга, иначе не было бы развития. Преемственность создает непрерывность истории культуры, накопления достижений и ценностей и их освоения каждым новым поколением.
Быстротечность перемен приводит к ощущению хрупкости, создает настроение неуверенности и нестабильности, порождает особую ментальность краткосрочных связей и отношений. Становятся популярными мобильные конструкции, которые легко трансформируются, позволяют менять внутренние объемы, преобразовывать пространство. Прежнее отношение к «многоуважаемому шкафу», передаваемому по наследству, кажется архаикой. Люди меняют квартиры и места проживания, устремляются в новые города и страны, овладевают новыми профессиями, все реже долго работают на одном и том же месте.
Повышенная мобильность увеличивает число человеческих контактов, делает их поверхностными, вызывает растущее чувство одиночества, стрессы и депрессии. Перемены и новизна – это «взрывчатая смесь», усложняющая проблемы адаптации человека в мире, вызывая психологическую перегрузку и нравственную усталость.
Возникает дефицит душевного комфорта, положительных эмоций от общения, потребности созерцания. Поток новизны проникает и в личную жизнь, долгое время остававшуюся «островком стабильности». Изобилие вариантов брачных союзов, широкий выбор моделей семейной жизни отражает общее движение к многообразию. Общество раскалывается на отдельные субкультуры, каждая из которых образует особый мир со своей иерархией ценностей, стилем и образом жизни, символикой и сленгом, предпочтениями и симпатиями, правилами и запретами, местами встреч, «тусовками» и ритуалами.
Фрагментация общества влечет за собой распад единой структуры ценностей. Центральное ядро ценностей, существовавшее в прошлом, исчезает с невероятной быстротой. За эти годы выросло поколение, которому не знакомы многие идеологические лозунги, ритуалы, организации.
Преемственность в культуре, сохранение созданных, создание и распространение новых ценностей, их функционирование – все это поддерживается и регулируется с помощью социальных институтов культуры.
Как мы видим, в культуре осуществляются сложные взаимодействия между традиционным и новым, между социальными, возрастными слоями общества, поколениями и т. д.
Вообще культура представляет собой поле разнообразных взаимодействий, коммуникаций, диалогов, которые чрезвычайно важны для ее существования и развития.

Заключение и вывод

Психологи акцентируют внимание, что наибольшие проблемы вызывает разница во взглядах и извечное стремление родителей наставлять и советовать. Эти проблемы причисляются к рангу долгосрочных, потому что отражают внутренние психологические конфликты, которых родичи не в состоянии избежать. Иные разногласия, по мнению исследователей, возможно легко разрешить, при условии некоторых взаимных усилий.
Общество регулярно меняется, едва успеваешь приспособиться к чему-то одному, его замещает нечто иное. Необходимо ко всему подстраиваться, изменяться под определённые стандарты, соответствовать массовой моде вне зависимости от желания. И так было всегда. Каждой эпохе присущи свои идеалы, к которым тянулись, которым придерживались и подражали. На смену им приходили другие. И прошлое поколение эти идеалы принимало не всегда. Так рождается и сохраняется взаимное непонимание между двумя поколениями.
Достаточно припомнить причины взаимной непонимания между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Васильевичем Базаровым, героями романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров не принимает идеалы прошлого, он считает науку гораздо важнее искусства, для него наиболее важен практический результат,
поэтому Кирсанов считает его дерзким, а его учение несостоятельным и абсурдным, лишённым какого-либо смысла. Ему не нравятся радикальные взгляды Евгения, которые так категорично отличаются от его собственных и тех, на которых он вырос.
Отношения отцов и детей затрагивает и нас, поколение двадцать первого века. Старшее поколение думает, что их жизненный опыт даёт право диктовать молодымёжи манеру поведения, делать придрка, заставлять следовать их советам. А молодёжь, в свою очередь, полагает, что имеет достаточное количество знаний, и годы здесь не имеет значения. Вначале кажется, что между нами находится огромный разрыв. А выход так элементарен: нужно быть толерантнее друг к другу. Старшему поколению – дать возможность молодёжи проявлять инициативу, считаться с её взглядами и интересами. А молодым есть чему поучиться у старших. А кто «лучше», – старшее поколение или младшее, – вопрос, на который трудно дать однозначный ответ. Да и нужен ли он? Просто мы, молодое поколение, живём в другую эпоху. Мы – иные. А чтобы яма между поколениями стала меньше, нужно всем набраться терпения, быть несколько снисходительными, уважать воззрения друг друга и помнить, что «каждому возрасту соответствуют свои особенности» (Цицерон), и эти особенности нужно стараться понять и смириться. И нужна взаимная терпимость.
Приведённые в работе высказывания отражают дух и воззрения тех времён. Старшее поколение издревле считало своим долгом обвинить молодёжь в инфантильности, невежестве, утрате ценностей, неуважении к родителям и т.п.
Но изменилось ли что-нибудь? Как сегодня старшее поколение оценивает молодёжь?
Читая изречения выдающихся умов, разочарованных в подрастающих поколениях, невольно задаёшься вопросом: в чём причина конфликта «отцов и детей» и почему молодёжь, как правило, не соответствовала ожиданиям взрослых?
Старшее поколение с недоверием относится к новым идеям, моде, считая их нарушением старых порядков. Оно считает, что в силу своего возраста и жизненного опыта имеет полное право попрекать молодых людей и навязывать им свои взгляды, «учить жизни». А самоуверенная молодёжь – дитя века прогресса и новых технологий, – считает, что это позволяет ей игнорировать мнение взрослых и всё делать наперекор.
Полагаю, что данная проблема никогда себя не изживёт. Ведь культуру, в которой воспитывалось одно поколение, не принимает другое.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ